|
![]() Северная Италия Дорога длиной в десятилетие ТуринМини гостиница "Piazza Vittorio B&B "Как мы питались в Турине Piazza Vittorio Veneto Музей кино и смотровая площадка Mole Antonelliana Университет Турина Базилика Del Corpus Domini Piazza Statuto Basilica di Santa Maria Ausiliatrice Палатинские ворота и Туринский собор Cмотровая площадка Monte Del Cappuccini Церковь Великой Матери Божьей Городская набережная I Murazzi Piazza C.L.N и Piazza San Carlo Египетский музей - Museo Egizio di Torino Piazza Castello и Piazza Reale Железнодорожный вокзал Турина В Турине мы провели два насыщенных великолепных дня. Причем за оба дня мы не посетили ни один музей. Вру. Один, Египетский все же посетили, почти случайно :) А так мы просто ходили по городу и наслаждались его красотой. А еще, мы одним глазком посмотрели, как говорится не заходя в дом, королевский дворец и дворец Мадама. Ну, об этом позже. Знаете, Турин невозможно не полюбить с первого взгляда. Это поистине королевский город. Город, который нужно рассматривать со всех сторон. Город с бесконечными аркадами галерей. Город, в котором дома могут иметь абсолютно разные фасады. Город, в котором недостаточно смотреть под ноги, вперед и над головой. В Турине обязательно нужно всматриваться вдаль, сквозь просветы узких улиц. Тогда можно заметить и своды храмов, и их колокольни, можно разглядеть витиеватые убранства крыш и колонн. Иначе перед собой вы всегда будете видеть окна с жалюзи и огромные входные двери, за которыми может прятаться все что угодно: и храм, и университет, и обычный двор жилого дома.
Турин - город необычайной симметрии. Piazza Vittorio Veneto, piazza San Carlo, piazza Carlo Emanuelle II, piazza Carlo Felice, piazza Della Republica - все настолько семитрично, словно в зеркальном отражении. Турин - адская смесь архитектуры, музеев и шопинга. Причем, все как-то так устроено, что несовместимые в обычном путешествии вещи, здесь совмещаются абсолютно органично. Вышли из храма, попали в магазин, за магазином Дворец, во дворце музей, из музея зашли в кафе, по дороге заглянув в Gelateri'ю. В музеи мы решили в Турине не ходить, кажется я уже об этом сказала. Обязательным оставили пункт посещения неба, читай смотровую площадку на Mole Antonelliana, Королевский дворец и парк, собор San Lorenzo (почему именно выбор пал именно на него, не понимаю до сих пор), Палатинские ворота и главный собор Турина Duomo di San Giovanni Battista, в котором хранится одна из главных христианских реликвий - Плащаница. Вот собственно и все наши планы. Как всегда получилось не так, как хотелось. В Турин мы прибыли в воскресенье к обеду. Мини гостиница "Piazza Vittorio B&B "Жилье для Турина мы выбирали согласно нашим устаканившимся требованиям: обязательно в шаговой доступности от основных достопримечательностей, т.е. желательно в центре. C разумным соотношением цена-качество. И обязательным наличием бесплатного интернета. Все. На этот раз выбор пал на до сих пор не опробованный вид отелей - мини-гостиница bed&breakfas.
Для тех, кто впервые сталкивается с таким видом отелей, я постараюсь описать все в красках. Огромная квартира, в нашем случае на 5 спален, с общей кухонно-развлекательной зоной. Я бы назвала это хостелом, но наша спальня была обычным отельным номером со своим собственным санузлом. Поэтому не хостел, хотя как я могу утверждать, если в хостеле ни разу не останавливались.
Каждое утро в столовой был накрыт стол для завтрака со свежеиспеченными булочками, круасанами, йогуртами и свежее сваренным в джезве по всем правилам итальянским кофе. Естественно, мюсли, хлопья, масло джемы, сок. Ну вот, как-то так.
Наш B&B находился в двух шагах от Piazza Vittorio, в одном из тысячи закрытых двориков Турина. Пока мы шли по площади, а потом и просто по улице, Турин казался нам величественной средневековой столицей, но как только нырнули во двор, мы оказались в типичном одесском дворике.
И вот стоим мы среди двора, и что дальше делать совершенно непонятно. Не знаю, минут пять мы пытались разработать стратегию, как же найти наш B&B. Мы точно знали, что нас ждут, потому что накануне владельцы прислали письмо на электронный адрес, где поинтересовались во сколько нас ждать и в красках рассказали как к ним дойти, а как их искать не просветили. Мы уже и в звонок звонили, который на улице перед входом во двор с пометкой "Piazza Vittorio B&B", ничего, глухо.
На нас люди из окон стали обращать внимание. Стоит пара с чемоданами и рассматривает окна. Странно. Возможно, в скором времени эти люди и полицию бы вызвали, но тут (Слава Богу) отозвался наш владелец и сказал, чтобы мы поднимались на крышу. Нет, он сказал на 5 этаж, но на деле оказалась типичная мансарда, переоборудованная в огромную квартиру.
Хозяин нас тепло встретил. Все показал, рассказал, сказал, что мы можем пользоваться всем, что найдем в холодильнике и на кухонных полках. Чай, кофе, сахар, масло, хлеб, джемы, молоко. Сказал, если нам что-то понадобиться, мы смело можем обращаться к ним домой, они живут на втором этаже. Извинился за свой английский, порадовал, что жена говорит намного лучше. Спросил к скольки нам накрывать завтрак ("Ничего себе!" - подумала я). Вручил нам ксерокопию туристической карты (исходник ксерокопии мы взяли в информационном центре) и анкету-опросник для властей (заполните вечером, а завтра на завтраке отдадите). Рассказал, как пользоваться комплектом ключей (один от комнаты, второй от квартиры, третий от входных ворот во двор - двор закрывается на ночь в 20.00). И отбыл. В квартире, как нам тогда показалось, мы были совершенно одни. Поэтому в первый вечер решено было не ходить ни в какой ресторан, а поужинать дома. Кухня - полный фарш, от плиты до микроволновки. Что-что, а пасту сварить сможем. И все бы у нас получилось (оно и так получилось все в лучшем виде), но оказывается, в доме не оказалось соли. Пришлось спускаться к хозяевам за солью. И тут вскрылась страшная правда. В мини-гостиницах итальянским законом запрещено готовить. Ну мы, собственно и не собирались готовить (а кто сказал, что будем? нет-нет-нет, пятно жирное выводим на брюках, вот соль и нужна). Так что когда обнаружилось, что и кастрюли нет, то, естественно за кастрюлей никто спускаться не стал. Сварили тортеллини в глубокой салатной миске в микроволновке. Вкусно получилось!
Утром выяснилось, что мы, оказывается, не единственные гости, с нами жила еще одна семья. Но за завтраком мы не пересеклись, а на другое утро к завтраку вышел новый жилец - работник римского национального музея. Естественно, никакой уборки ни разу за двое суток нашего проживания в номере не производилось. Суммируя, мне такой вид проживания очень понравился. А еще, хозяйка, следующим утром научила меня варить правильный итальянский кофе в их странной кофеварке, с которой до сих пор я была знакома, но боялась как огня, потому что не умела ею пользоваться! :) Как мы питались в ТуринеКак-то так сложилось, в Турине мы совершенно проигнорировали рестораны. То ли мы сильно уставали, и одним желанием к вечеру было лечь и зацепить ноги повыше, то ли дневного перекуса и кофе хватало. В общем, обошлись, как я уже написала в один вечер тортеллини, а в другой - итальянским вином с сыром. А вот днем мы дважды захаживали в крохотную забегаловку под названием "Мастер сэндвич"
Очень приятное место, крохотная кухня, крохотный столик, чтобы подождать пока приготовят ваш заказ и идти. Десятки вариантов сэндвичей и ничем не ограниченная ваша фантазия. Сделают сэндвич согласно любому вашему капризу. Стандартная цена за огромный бутерброд 4,5€. Сэндвичи, и правда, огромны. Мы всегда брали один и просили, чтобы нам его разрезали на две части. Вкусно!
Piazza Vittorio VenetoПока селились, пока собирались с мыслями... В общем, решили просто, как всегда прогуляться улицами незнакомого города, увидеть, что увидится, решить, куда стоит вернуться, что рассмотреть более внимательно, что посетить, а куда и возвращаться больше не следует. Поскольку жили мы, практически, на площади Vittorio Veneto, то и осмотр начали именно с нее. Пьяца Витторио Венето расположилась на берегу реки По и уютно окружила себя подковой домов, объединенных ожерельем арочных галерей. В солнечную погоду всю пешеходную зону занимают зонтики и столики кофеен, баров и ресторанов. В облачные дни и когда ветер сносит все, что плохо держится за землю, столы и стулья крепко связаны друг с другом, а сама площадь дышит простором и свободой. Если подойти к каменному мосту Vittorio Emanuelle I, перекинувшемуся через реку, открываются прекрасные виды на Piazza Grand Madre di Dio. Как в сказке, вперед посмотришь, увидишь храм (Gran Madre di Dio), назад - вся площадь Vittorio Venet, как на ладони.
Площадь Vittorio Venet связана с площадью Castello почти километровой беспрерывной арочной галереей. Удивительно, как соседние дома связываются мостиками, как автомобильные магистрали оказываются бессильны перед историческими сооружениями. Трамваи, автобусы и те пустили сквозь аркады! Идешь по галерее и только витрины магазинов, а еще столики баров, кафе и ресторанов вносят хоть какое-то разнообразие в однообразие окон-дверей-колонн.
Музей кино и смотровая площадка Mole AntonellianaС первой попытки преодолеть всю галерею нам не удалось, свернули к Mole Antonelliana, где смотровая площадка и музей кино. Если кино нас интересовало мало, то закрытая площадка немного разочаровала. Погода была великолепна, солнечно и ни облачка. Ничего, поднимемся завтра (подъем на лифте 4.50€ с человека). Но и завтра, и послезавтра на смотровую площадку мы так и не поднялись. Не захотели :) Как говориться, что Бог дает, к лучшему. Сэкономили евриков аж на 6 чашек кофе-капучино :)
Необычный шпиль Mole Antonelliana является главным символом Турина. Своеобразна и интересна история здания Музея кино. В середине XIX века еврейское общество Турина поручило строительство синагоги амбициозному архитектору Алессандро Антонелли. В том, что архитектор был действительно амбициозен, глядя на шпиль Mole Antonelliana, сомнений не возникает. Но, как часто случается, средств на завершение строительства не хватило и недострой был выкуплен городом. По великой задумке муниципалитета, здание достраивалось для Музея Рисорджименто, но в конечном итоге досталось Музею кино.
Университет ТуринаЗаглядывая в каждую открытую распахнутую дверь галерей, в первый день мы обнаружили главный корпус одного из древнейших университетов Италии - университет Турина. Сегодня здесь проходила какая-то конференция.
Можете не сомневаться, я со своим любопытством открыла каждую дверь, которая смогла открыться, но фотографировать было не всегда удобно, зато, где было удобно или никого не было, я фотографировала все :) Одним из главных достоинств Турина можно смело назвать лояльность города к туристу, хотя туристов здесь не так уж и много. Так вот, где была хоть малейшая историческая достопримечательность, всегда рядом можно было без труда отыскать информационную доску с краткими историческими выжимками на итальянском и английском языках. Очень удобно. Но там, где туристов быть не должно, нет никаких английских букв :( Так было и в университете. Здание университета с его великолепным цвета солнечной охры внутренним двориком, скульптурами, колоннами, часами, аудиториями как-то расслабило и погрузило в атмосферу праздничного аристократически богатого средневековья. Но стоило выйти не в те ворота, как сразу же, словно холодной водой, обдало серым унылым темным закованным в решетки бедным (не могу сказать грязным) средневековьем. Удивительное путешествие во времени. Вот только машины, дружно выстроившиеся в ряд, не дают запутаться в столетиях.
На площади Castello нас ждало еще одно разочарование - храм San Lorenzo был тоже закрыт. А королевский парк был вообще обнесен забором и закрыт на реставрацию.
Вместо San Lorenzo мы заглянули в Базилику Del Corpus Domini (Храм Тела Господня), боюсь дать неправильный перевод, поэтому напишу как есть в оригинале Базилика Del Corpus DominiБазилика была воздвигнута в самом центре средневекового города в память о Чуде, которое произошло в Турине в июне 1453 года.
В тот замечательный, надеюсь, солнечный день, в город вошли солдаты, ограбившие какой-то горный храм и унесшие оттуда дароносицу с освященной облаткой. Естественно, солдаты шли не с пустыми руками, а со всем, нажитым непосильным трудом, с единственной целью сбыть краденое. Так вот, мул, навьюченный мешками с зерном и всем награбленным добром, как только ступил на площадь, споткнулся и упал. Мешки свалились и их содержимое рассыпалось, тут уж к гадалке не ходи. В одном из мешков оказалась похищенная реликвия, которая на глазах у изумленной публики на землю не упала, а тут же вознеслась к небу, и, засияв, залила площадь ярким светом. Это ли не чудо? Оказывается, все чудеса еще впереди :) На площадь в срочном порядке прибыл священник, который своими молитвами, заставил вернуться реликвию на место. И это стало, действительно, чудом :)))) С тех пор, камень, на котором свершилось невероятное, становится местом паломничества и на его месте сооружают храм. Знатоки утверждают, что серебряная рака (с той самой облаткой) до Второй Мировой войны хранилась в сокровищнице кафедрального собора Турина, а затем следы ее теряются: Piazza StatutoТорговая, прогулочная и просто самая древняя улица Турина - улица Via Garibaldi - привела нас неожиданно к площади Статуто (Piazza Statuto), ограненной по периметру симметричными зданиями с арочными галереями, защищающими горожан от зноя и дождя в любое время года. Очень приятное место для спокойно посидеть на скамеечке у фонтана Фрежюс. Но горожане в один голос твердят, что эта площадь, что ни на есть, "самое черное сердце Турина".
Площадь находится на самом западе Турина, там, где солнце уходит в закат и откуда приходит тьма. Именно на этой площади в среднике века проводили казни, здесь же хоронили покойников. Во времена французской оккупации здесь стояла гильотина, здесь происходили кровавые столкновения народа с королевской гвардией, когда столицу переносили из Турина. Жуть, одним словом. В центре площади установлен фонтан, посвященный многокилометровому железнодорожному туннелю, проложенному в Альпах и соединившему в 1871 году Италию и Францию. Basilica di Santa Maria AusiliatriceДвигаясь в направлении Палатинских ворот, заглянули в базилику di Santa Maria Ausiliatrice. Храм с таким трудно произносимым итальянским названием "аусилиатрице", в английском звучании передает всю его простую суть - Basilica of Our Lady Help of Christians - храм Девы Мари Заступницы Христиан. Очень красивый, я бы не побоялась сказать, невероятно красивый сравнительно молодой туринский храм (1868 года рождения), богато украшенный великолепными фресками, картинами, статуями. Работа по камню в оформлении алтаря и множества капелл просто захватывает дух. Ну что тут долго расписывать. Очень красиво.
Храм пренадлежит конгрегации салезианцев, основателем которой является дон Джованни Боско, выдающийся педагог и скромный священный муж. В базилике, справа от главного алтаря, покоятся останки святого Джованни Боско. А главной темой картин и фресок собора является воспитание и образование. Как там говорил дон Боско, я сделал мало, но мои ученики сделают то, что не успел сделать я. Никогда в жизни, не встречала такой темы в христианских храмах. Я не знаю, можно ли так говорить о храме, но он входит в состав целого Мемориального комплекса дона Джованни Боско.
Палатинские ворота и Туринский соборPiazza della Respublica откровенно говоря разочаровала. Камни, серые невзрачные здания, одним словом, не интересно. Даже глазу зацепиться не за что. Настолько не за что, что даже ни одной фотографии не осталось ни у меня на фотоаппарате и мобильнике, ни у мужа. А такое случается чуть ли не впервые в истории наших путешествий. Точно так же меня совершенно не тронули Палатинските ворота. Остатки древнеримской стены 28 года до н.э. Видимо, я к тому времени очень устала, обычно такие вещи меня вдохновляют. А тут вдохновение пришло откуда не ждали - уличные фонари вдоль дороги ведущей к воротам. Но больше всего нам не повезло с Туринским собором - Duomo di Torino - главным собором Турина, в котором хранится одна из важнейших реликвий христианского мира - плащаница - четырёхметровое льняное полотно, в которое, по преданию, было завернуто тело Иисуса Христа. Верующие убеждены, что на плащанице сохранились реальные отпечатки лика и тела Христа, поэтому она и ценится. Так вот, нам не повезло - храм находился на реконструкции. Поэтому наше посещение ограничилось пятнадцатиминутным отдыхом на скамейке напротив храма и созерцанием храма, окруженного лесами. В общем, ни настоящую плащаницу, ни ее рекплику нам так и не посчастливилось увидеть.
Итогом дня стал факт, все, что мы планировали посмотреть за два дня в Турине, мы внешне осмотрели за полдня. Мы увидели все главные и рекомендуемые к осмотру площади и все главные памятники. Прошагав весь центр пешком и, как нам показалось, увидев все, вечером мы решили еще раз прошерстить интернет в поиске, что смотрят люди в Турине. Оказалось, то же, что увидели и мы. Ничего нового. Тогда я взяла в руки карту и стала внимательно изучать, что предлагают к просмотру туристам жители Турина. К великой радости я обнаружила еще одну смотровую площадку на другом берегу реки По (Po), там же храм Gran Madre di Dio, который мы видели издали, на карте как достопримечательность была отмечена набережная Murazzi del Po и особо отмеченная пешеходная зона, вернее зона с ограниченным движением транспорта. Вот туда мы и отправились следующим утром. Cмотровая площадка Monte Del CappucciniСледующий день начался для нас с самой дальней точки - смотровой площадки Monte Del Cappuccini (Холм Капуцинов). К сожалению, не смотря на громкое название, капучино там никто не наливал, но виды на Турин открывались великолепные. Нет, не так. Виды не открывались. Открывался один сплошной ничем не перебиваемый вид на город. Знаете, как бывает, смотришь на север, потом переходишь в другую часть башни или смотровой площадки - смотришь на восток и так по кругу. А здесь все по-другому. Стоишь на вершине холма, а перед тобой лежит лента Турина, черепичные крыши, колокольни и невероятный шпиль Mole Antonellian'ы. И всю спокойную картину на горизонте довершают седые снежные шапки Альп. Ребята, как же хорошо здесь! Если соберетесь подняться на холм, поднимайтесь утром, пока спят туристы. Иначе потом кругом будут люди, люди, люди. Когда мы спускались с холма, навстречу нам шли толпы туристов, целые группы, привезенные автобусами. Здесь же на холме расположился национальный музей и церковь монастыря капуцинов Chiesa e Convento di Santa Maria al Monte dei Cappuccini. Монастырь капуцинов по сей день является действующим и служит прибежищем для всех верующих. Существует легенда, что под храмом захоронена главная святыня христианского мира священный Грааль.
А еще благодаря этому чудесному месту, я узнала историю возникновения моего любимого капучино. Оказывается, церковь видела в густом темном кофейном напитке и его бодрящих свойствах дурные проделки дьявола. Но монахи (не знаю этого ли монастыря или может какого-то другого), не желая мириться с запретами, скрывали кофейную черноту под густым слоем молока или сливок. Позже они заметили, что если взбить кофе со сливками получается густая, стойкая и вкусная пенка. Так и родился волшебный напиток. Кстати, название "капучино" пошло от итальянского "cappuccio" - капюшон. Густая пенная молочная шапка прячет кофейную черноту, словно капюшон скрывает монаха от мирской суеты. Церковь Великой Матери БожьейСпускаясь с холма Капуцинов мы заглянули в церковь Великой Матери Божьей (Gran Madre di Dio). Заглянула я и обомлела, потому что попала в самый настоящий Пантеон, чуть уменьшенный в размерах. Да, не такая старая церковь, а всего лишь 1834 года рождения. Поставлена она была в честь возвращения в Турин Савойского короля Виктора Эммануила I после французской оккупации Пьемонта. Так вот почему мост называется именем Витторио Эммануила I.
Городская набережная I MurazziА на другом берегу реки По мы обнаружили чудесную городскую набережную, оказавшуюся городской достопримечательностью. В 1934 инженер Моска из камней стен старого города построил стену вдоль реки и пандусы, позволяющие доставлять товары с уровня дороги в доки. Аркада вдоль берега использовалась в качестве ангара для лодок. В 1840 году именно с этой набережной отправился первый пассажирский речной рейс Турин - Венеция. Сегодня, Туринская набережная является центром ночной жизни (так, по крайней мере, утверждает информационная туристическая доска), я этого утверждать не могу, т.к. не понимаю, что здесь можно делать ночью (?!).
В общем, замечательное место погреться на солнышке, покормить уточек и никуда не торопиться. А еще мы, гуляя вдоль набережной от моста Витторио Эммануила по направлению к мосту Умберто I (Umberto I), пришли в парк Валентино (Parco Del Valentino). А в парке царила весна, и цветы, и... полиция. Что она тут делала мне не ведомо, но ее было настолько много, что в парке решили не задерживаться.
Но больше всего в Турине меня поразила "моль". "Откуда ей взяться на улицах?!" - спросите вы и будете тысячу раз правы. Я тоже не могла поверить своим глазам, но вот же она, моль, летает, выблескивая рыжими крылышками в лучах весеннего солнышка. И много ее летает, доложу вам. Загадка нашла свою разгадку в парке, где этой "моли" у бордюров скопились целые горы. Вот тут-то я ее и разглядела, оказывается, пух! Обычный рыжий пух! Впервые в жизни я увидела такое чудо, пух, не похожий на снег.
Piazza C.L.N и Piazza San CarloДолго ли, коротко ли мы прогуливались по тихим с негромкими названиями улицами и паркам Турина, в конце концов, мы вышли на via Roma (и снова удивительная симметрия), а она уже нас привела на площадь C.L.N.
Сказать, что площадь сразила или удивила нас чем-то, я не могу, но заинтересовать симметрично расположенными мужской и женской скульптурами а ля фонтан смогла. Придирчивое изучение скульптурной группы показало, что эти двое символизируют реки По (мужчина со змеей) и Дора (дама с яблоком), на месте слияния которых и был построен Турин.
Удивили здания, находящиеся за спинами скульптур. Это я когда вернулась назад, чтобы сфотографировать скульптуры вместе, поняла, что здание за По - это храм, потому что заметила колокольню, возвышающуюся над ним. А так, я была абсолютно уверена, что это какие-то административные здания. Окна огромные, решетки... Но по-настоящему я прозрела, когда мы прошли между ними и вышли к фасадам зданий на площади San Carlo. Оказывается, это вообще два рядом стоящих храма - церковь Сан-Карло и церковь Санта Кристина. Зайти решила, хотя бы в одну. Выбор пал на Santa Cristina. Во-первых, San Carlo был закрыт, а во-вторых, Кристина показалась мне по-женски более красивой, типа барокко с рюшечками :) Шо вам сказать? Красиво и по-богатому :) Удивляет одно, как при таком количестве церквей, удается сохранять их красоту, качество и посещаемость. За прихожан здесь, видимо, приходится бороться не на жизнь, а на смерть. На площади Сан Карло в самом ее центре верхом на лошади через века скачет Эманулеле Филиберто, герцог, который перенес столицу Пьемонта в Турин. Но памятник просто померк на фоне непонятной стены. Мы даже и не сфотографировали его, все наше внимание приковала к себе непонятная, как выяснилось при ближайшем рассмотрении, картонная стена. Если пройти насквозь площадь Сан Карло по виа Рома, непременно попадете на следующую, вернее следующие площади Castello и Reale. Собственно туда мы и направлялись. Но прям так сразу у нас не получилось, мы заглянули... в пассаж с громким названием Галерея Сан Федерико.
Теперь я начинаю думать, что, наверное, невозможно представить итальянский город без собственного пассажа. В Турине он совершенен. Не крохотный, но и огромным его не назовешь. С невероятными "мыльными" шарами под стеклянным куполом, наполненный живой музыкой уличных музыкантов, и магазины, магазины, магазины.
В общем, гелерея Сан Федерико сбила меня с правильного направления и мы, вернее я, снова пошли, куда глаза глядят. Типа, эту улицу мы видели вчера, а давай-ка свернем теперь сюда :) И мы сворачивали. Досворачивались, что снова вышли на пешеходную виа Гарибальди. В этом месте нам срочно понадобился WiFi. Интернет долго искать не пришлось, как и выбирать место для кофе. Остановились у первой же витрины, на которой стояла отметка "Free WiFi" и стоял единственный столик перед входом на улице. Так что работали и пили кофе практически на трамвайных путях :) Кофе приготовили в быстро, на вопрос о пароле к WiFi отреагировали с нескрываемым удивлением, но тут же выдали. Пароль оказался действительно секретным, равно как и название сети. Ни за что не догадаться :)
На Piazza Castello в тот день мы все-таки попали и даже не сразу после чашки кофе. Мы еще прогулялись в совершенно противоположном направлении - к парку Gardina Lamarmora. Крохотный парк без туристов, с тенистыми аллейками и удивительными скульптурами. Нагулявшись как мартовские коты по закоулкам Турина, мы наконец-то решили двигать на Piazza Castello. Поэтому вышли на via Garibaldi. И здесь меня ожидала старая проверенная временем ловушка, в которую я все время попадаю - магазины. И если одежду я научилась полностью игнорировать, то с обувью такой вариант не проходит. В общем, на виа Гарибальди случились туфли на каждый день - кожа сверху, кожа внутри, на кожаном ходу и даже "каблук" :), без которых ни сна, ни жизни. Бывает... Но бывает и так, что нужного размера нет. Но в другом магазине, есть точно такие нужного размера и даже с перламутровыми пуговицами. О пуговицах я шучу, конечно, но магазин находится в совершенно противоположном направлении. Самое смешное, что там мы уже были, у фонтанов По и Дора! Но хочется, хуже чем болит. Поэтому перечеркиваем наши планы, разворачиваемся и в темпе вальса маршируем за туфлями.
Я попросила продавцов позвонить в тот другой магазин, чтобы они отложили единственную пару нужного мне размера на часик. Чесать-то мы будем пешком по совершенно незнакомому маршруту, ну не такси же брать, в конце концов. Может, увидим что-нибудь новенькое :) Да, трудно, после целого дня пешей прогулки, но наши труды вознаграждаются настоящим действом. У одного из магазинов выстроилась огромная очередь. Сначала мы заметили, что в ней стоит практически одна молодежь, а взрослые наблюдают за ними с противоположной стороны улицы. Потом я обратила внимание, что в ней толпятся исключительно девочки-подростки. Оказывается, в магазине какой-то молодой человек раздавал автографы, а под магазином собрались его фанатки. Я такой щенячьей преданности в глазах никогда в жизни не видела.
Я думаю, что вы уже поняли, что ни на какую Piazza Castello, ни на какую Piazza Reale, ни со стороны via Roma, ни со стороны via Garibaldi мы в тот день так и не попали. Снова возвращаться ломало. "А, ладно! - решили мы - у нас еще завтра целое утро в запасе. Заглянем к ним завтра, заодно и Сан Лоренцо посмотрим!" А поскольку вечер был ранним (пять часов разве это вечер?!), мы отправились на другой берег реки По мимо Gran Madre di Dio (и снова здравствуйте, утром мы здесь уже были ) к Вилле Королеваы - Villa della Regina. Конечно, особых надежд попасть на территорию виллы мы не питали, но на авось, как всегда понадеялись. Ну, не получится посмотреть изнутри, увидим снаружи. Так и получилось. Вилла была наглухо закрыта. Бассейны запущены, фонтаны выключены. В описаниях этой достопримечательности нетрудно найти информацию, что с XVII века вилла служила загородной резиденцией королевы, позднее институтом благородных девиц, а в начале ХХ века была заброшена и простояла так практически до 2006 года, когда после реконструкции была снова открыта для бесплатного посещения. Бесплатное посещение делает свое дело, к сожалению, вилла вблизи по-прежнему выглядит запущенной (а, может, ее просто не привели в порядок после зимней спячки?). К закату мы снова вернулись в город дошли к национальному музею (Museo Nazionale del Risorgimento) и наконец-то попали на Piazza Castello. А толку? Все закрыто, людей мало. Сделали круг почета вокруг Мадама в честь завершения еще одного туристического дня, и пошли домой.
Египетский музей - Museo Egizio di TorinoНаше последнее туринское утро началось не только с неожиданного завтрака - пирог домашнего приготовления, но и с совершенно неожиданного знакомства. Вместе с нами к завтраку вышел римлянин :), сотрудник национального музея Рима, приехавший в командировку в Египетский музей. Вот он-то нам и поведал, что сегодня совершенно особенный день, сегодня, после реконструкции, музей открывает свои двери для туристов. И именно сегодня посещение музея бесплатно! В Египетский музей мы не собирались ни при каких условиях, в планах у нас были Piazza Castello и Piazza Reale с обязательным посещением Сан Лоренцо. Но, как говорится, человек предполагает, Бог располагает. Египетский музей находился совсем не далеко от нашей цели и мы решили хоть издали взглянуть на здание музея, чтобы оценить масштабы этого чуда. Конечно чуда! Египетский музей, мумии, саркофаги, украшения, одежда, храмы и где, в Италии! Разве не чудо?! К нашему удивлению очередей в музей не было, вернее больших очередей. Но одна минут на 5-10 была. Знающие люди с распечатанными приглашениями из интернета проходили без очереди, остальные терпеливо ждали. Много полиции, много журналистов, камер... Одним словом, событие.
Ну, а теперь о впечатлениях. Честно, мне было не интересно. Да экспонатов много. Да, кажется их даже больше чем в Каире. Да, организованы экспозиции музея с умом: все подписано, расписано, разжевано, что-где-откуда-почему; маршрут построен так, что пропустить какой-либо экспонат просто невозможно; фотографировать можно (но без вспышки). Но я остро чувствовала необходимость в постоянном подогреве моего интереса к экспозиции. Так хотелось, чтобы мертвые диковинки заговорили простым человеческим языком, а не сухими научными историческими фактами, изложенными на информационных досках..
В общем, для тех, кому интересна история и культура Египта, музей в Турине должен находиться в списке must see. В музее мы старались особо не задерживаться, впереди нас ждал переезд в Геную и все еще не посещенная церковь Сан Лоренцо, о королевских дворцах и садах уже никто и не мечтал. Но чудеса случаются и мы наконец-то приходим, куда так долго стремились . Piazza Castello и Piazza Reale
Piazza Castello и Piazza Reale представляют собой одну огромную великолепную по красоте площадь, условно разделенную на две части. Та часть, что примыкает к palazzo Madama, носит название Piazza Castello. Та, что примыкает к королевскому дворцу - palazzo Reale. На этой же площади находится намеченный нами для обязательного посещения базилика San Lorenco. Вчера и позавчера храм был закрыт, сегодня (о, чудо!) - открыт :) С нее-то мы и начинаем. Каждый раз, вспоминая о Турине, удивляюсь тому, насколько глубоко красив этот город. Вот в прямом смысле слова "глубоко". Казалось бы, красивая площадь, тесно посаженные скромные по-королевски дома, никакого намека на храм, непримечательный фасад (непримечательный настолько, что можно просто пройти мимо) скромный вход и... просто неожиданный взрыв красоты и простора внутри.
Строительство базилики, а тогда еще просто храма, началось в XVI веке в честь победы итальяно-испанских войск над французской армией, в день Святого Лаврентия (Лаврентий, оказывается, Лоренцо). Но тогда денег явно было мало, поэтому соорудили скромную церквушку, а по-настоящему строительство развернулось в XVII веке на средства королевской династии. Потрясающие своды, золото, разноцветный мрамор, картины и лики ангелов. Да, знают итальянцы толк в искусстве, а итальянские скульпторы не устают поражать своим трудолюбием. Сколько мраморных лиц в храме и все разные, даже лики ангелов! И, конечно же, заслуживающее особого внимания естественное освещение и невероятный по красоте купол! Окрыленные красотой San Lorenco заглянули мы и во двор Королевского дворца (Palazzo Reale). Со двора зашли внутрь (билетики не спрашивали), поднялись по парадной лестнице (снова не спрашивают входных билетов), вошли в первый шикарный королевский зал (и снова без билетов). А вот дальше билеты уже спросили. Снаружи Palazzo Reale может показаться чрезмерно строгим, как для королевского дворца. Здесь в Турине все так. Я ж говорю, глубокая красота. Но попадая внутрь... Красота. Красота просто пестрит! Яркое, нарядное, праздничное убранство дворца слепит глаза. Сотни свечей, закрываешь глаза и пытаешься представить, как такое количество можно зажечь одновременно, а потом попробуй заменить новыми. Как люди жили без электричества?! Золото, гобелены, фарфор... Хочется вернуться за билетами, чтобы идти дальше, но время уже поджимает.
По Королевской площади навстречу палаццо Мадама мы неслись во весь опор. Уж если удалось заглянуть в палаццо Реале, может, удастся и Мадама посмотреть. Хотя бы увидеть ту, самую знаменитую, лестницу.
Palazzo Madama расположен в том месте, где когда-то стояли ворота древнеримского города Августа Тауринорум. Говорят, что и сегодня эти ворота служат частью фасада. Но я их нигде не разглядела, вот бы мне их показали :) Видимо они как-то незаметно и слишком органично интегрированы в древнюю, мрачную, обратную (не хочется писать заднюю, так как на заднюю она вовсе не похожа) часть замка. Короли приходили и уходили, а замок вместе с ними рос и перестраивался. К XVII столетию крепостной замок был переоборудован в герцогскую резиденцию. И вот тогда жена Карло Емануеле II, которую именовали Madama Reale, превратила дворец в свою резиденцию.
Сегодня во дворце раполагается музей античного искусства. Но нас интересует прежде всего лестница. Знатоки утверждают, что лестница Мадама самая широкая и грандиозная лестница Европы. Так ли это, утверждать не стану, но то что она действительно огромна, правда, а кроме того, она просто красива. Вот начинаешь присматриваться к деталям и ничего особенного, а смотришь на общую картинку - красиво же! Невероятная чистота, простота и легкость. В музей естественно мы не идем, но в окошко я, все же, заглядываю. Огромный зал, античные колонны, мраморные скульптуры. Обычный музей, с обычными сидящими на полу школьниками.
Всегда завидовала европейским школьникам. Ну почему наши уроки истории и искусства не проходят вот так запросто в музеях. Ведь есть же ж и что показать, и о чем поговорить. Почему наших детей вечно водят стадом среди экспонатов, как телят каких-то несведущих. Пробубнел экскурсовод себе экскурсию, классный руководитель пошикал на гикающую детвору, галочку о проведенном мероприятии поставили, время впустую потратили и все довольны. На этом наш туристический Турин заканчивается. Последнее утро нам подарило массу ярких и самое главное неожиданных посещений. К вокзалу мы снова шли пешком, стараясь выбирать новые улицы. Я не знаю, почему люди пишут, что в Турине нечего смотреть, мне кажется, что мы успели посмотреть только вершинку айсберга и то не всю. Здесь так красиво и так интересно! Железнодорожный вокзал ТуринаВ отличие от миланского вокзала туринский был не по-провинциальному огромен, но провинциально прост и понятен: расписание поезд, путь, время остановки и время отправления. И главное никаких тебе SOT-ов :) Билетные кассы заменили автоматы, а многочисленные магазинчики и кафе сделали железнодорожный вокзал похожим на аэропорт. Единственной неразгаданной нами загадкой стала нумерация мест в вагоне
В последнюю минуту вспоминаю, что в Турине мы так и не попробовали известные туринские сладости - прославленный туристами пьемонтский шоколад или конфеты (называйте как хотите) - Giandujotto. Это такие в форме перевернутой лодки :) в общем, итальянцы молодцы, на вокзале мы отыскали целый фирменный магазин Venchi. Дорогие конфеты, скажу вам, не помню точных цифр, но 100 грамм этих Giandujotto стоили в районе 10 евро.
Полтора часа и мы в Генуе. Ну, здравствуй, Генуя! Давай знакомиться.
|
|||||
|