Северная Италия

Дорога длиной в десятилетие
Милан
Турин
Генуя

Милан

    Праки Милана
    Миланский собор
    Teatro alla Scala
    Замок Сфорца - Castello Sforzesco
    Пасхальная ярмарка
    Рай для шопоголиков
    Галерея Витторио Эмануэле II
    Тайная вечеря
    Монументальное кладбище Cimitero Monumentale
    Porto Nuovo
    Железнодорожная станция Porta Garibaldi F.S.

      Три дня Милана. Три дня, которые дарили мне разочарование, очарование и бесконечную влюбленность в этот удивительный город. Милан оказался книгой, которую читаешь быстро и неинтересно, зато к некоторым местам возвращаешься и перечитываешь их по сто раз.

      В первые минуты нашей встречи Милан разочаровал меня. Не таким я его помнила и не таким я его себе представляла. Куда подевались все модницы и модники? Куда исчезли обувные бутики и мастерские?! Кажется, мы были в Милане пару часов и успели увидеть все, а сейчас, пока мы шли к отелю, я ничего не понимала.


Liceo scientific?! Вы серьезно?! Какой беспредел!

      Ничего, сейчас все будет, решила я, вот только оставим чемоданы в отеле и город сразу нам улыбнется.

      Первый день ясно объяснил нам, что в Милане туристу-охотнику за достопримечательностями три дня делать нечего. 27000 шагов, учитывая ступени подъемов и спусков, и все уже просмотрено, все галочки стоят в своих клеточках. Ла Скала, Дуомо, Крепость, Порто нуово.

      На оставшиеся два дня мы перенесли Монументальное кладбище и Тайную вечерю (два дня сплошного шопинга редкий человек выдержит) Все! Вот и весь Милан.

      Как бы там ни было наше знакомство с Миланом, после того как мы поселились в отель, началось с городского парка - так сложился наш пеший маршрут первого дня.

Праки Милана

      Если кратко, и забегая наперед, скажу, миланские парки меня не впечатлили. Как-то парки на парки не похожи. Нет в них чего-то, что парк делает парком. Деревья, травки, лужайки, озерца и озера, детские площадки и карусели, кустики, цветочки, и даже площадки для выгула собак. Скульптуры и памятники есть, лавочки... А вот ощущения парка нет! И дорожки есть, и кафе, и машины не ездят, бегуны за здоровьем бегают, футбольный мяч детвора гоняет, волейбол... А что-то не то. Не то и все! Хоть стреляй. Уюта в них нет, что ли? Вот не захотелось ни присесть на минутку, ни вернуться сюда снова.


Обратите внимание на схематическую карту парков в центральной части Милана.


Памятник итальянскому журналисту Индро Монтанелли. Одна из центральных фигур итальянской международной журналистики, иностранный корреспондент с 70-летним стажем, бравший интервью у Эйнштейна и Гитлера, автор более 100 книг, из которых первая вышла в 1935 г., а последняя - в 2001-м. (с)Википедия



Магнолия в цвету


      В Милане много парков, от крохотных островков до целых парковых комплексов. Но моя дружба с миланским парковым озеленением, как-то не сложилась. А вот в зеленые клубные островки мегаполиса я влюбилась с первого взгляда. Видели бы вы, сколько у меня фотографий весенних маргариток, фиалок, распустившихся листьев каштана, цветущих абрикос и вишен!


Куда милей зеленые островки в каменном городе



Городские цветы :)



      В праздничное предпасхальное воскресенье (у нас оно Вербное, а у них Пальмовое) в парке у подножья Замка Сфорца мы столкнулись с еще одним интересным мероприятием, то ли выставкой, то ли учениями, то ли маевкой, то ли какой-то акцией, проводимой итальянским Красным крестом.

      Среди мирно отдыхающих на лужайках парка жителей Милана, стайками прогуливались красно-крестные бригады, на парковых аллеях были раскинуты брезентовые шатры, а на дорогах в выставочном порядке выстроилась вся доступная Красному кресту техника: от велосипеда до какого-то крана. Нормальный такой Красный крест в Италии :)


Лужайки у стен замка Сфорца


Кроме выставки спецтехники в парке обнаружилась выставка биотуалетов :)



      Самое интересное, где хотелось сеть и просто наладиться окружающим миром, всегда находилось вне парков


Arco di Pace (Арка Мира).

Миланский собор

      Миланский собор самая яркая, самая красивая, самая желанная (ну, если не считать магазины торговой улицы Monte-Napoleone) достопримечательность Милана. Первое, куда устремляются туристы, попав в Милан, - это Дуомо! Едва ли можно отыскать человека никогда не видавшего Миланский собор хотя бы на картинке. На открытках собор безупречен, а в реальности он просто волшебен!


Пламенеющая готика? Пусть будет так!

      Говорите, пламенеющая готика? Пусть будет пламенеющая. Шпили, словно белоснежные мраморные языки пламени, возносятся к небу пытаясь лизнуть облака и прикоснуться к солнцу. Невероятная белизна придает такой махине легкость и невесомость, но главное, это архитектурное чудо превращает человека в песчинку. Может, это мое личное ощущение, но когда стоишь в очереди, чтобы попасть в храм и, запрокинув голову, пытаешься во всех деталях рассмотреть декор фасада, просто кожей чувствуешь ничтожность своих размеров.



      Кстати, об очереди. На вход в храм обязательно есть очередь, даже две одна для самостоятельных туристов, другая - для групп. Вход в собор абсолютно бесплатный, но! Но посещение террас, баптистерия и музея Дуомо - платно. Единый билет можно купить в кассах расположенных с правой стороны Дуомо, если смотреть на вход. Очередь, безусловно, есть и в кассы, но значительно меньше. Поэтому можно занять очередь на вход в храм и смело отправляться за билетами, если у вас будет желание подняться на крышу собора (это обязательно) Естественно, за вами выбор, подниматься пешком или на лифте (+4 евро к цене билета). Может, захотите посетить баптистерий (совершенно не обязательно) или сходить в музей. Минимальная цена билета (пеший подъем на террасы Дуомо) - 7€, максимальная - 15€ (лифт на террасы и все-все-все).


Очередь в билетные кассы


      Бдительная охрана на входе в собор внимательно и не торопясь осматривает посетителей, как говориться, вход по одному по строгому приглашению обыскивающих :). Из-за этого чередь в собор идет медленно, что позволяет не беспокоиться о том, что пропустите свою очередь на вход, пока стоите в очереди за билетами. А еще можно неторопясь, сколько угодно душе, во всех подробностях изучить каменные кружева Дуомо.


Бдительная охрана проверяет не только на безопасность, но и дресс код - шорты, майки и короткие юбки ни-ни!

      Внутреннее убранство собора с первых минут немного разочаровывает, но так и должно быть исходя из итальянской философии соборов, тех, что доводилось мне до сих пор видеть, - ничто не должно отвлекать внимание от Бога, но все должно влечь к нему. Но потом, когда внимательно начинаешь присматриваться к деталям, все становится на свои места: каменный мозаичный пол, удивительные витражи, арочные своды...



      Ведь неспроста же Наполеон Бонапарт выбрал именно этот собор для своей коронации. Именно в Дуомо 26 мая 1806 года он был коронован Железной короной Ломбардии. И неспроста в декабре 2009 в тогдашнего премьер-министра Италии Сильвио Берлускони запустили миниатюрную копию Миланского собора :)

      Главной внутренней изюминкой Дуомо, является гвоздь из Распятия Христа. Его правда не видно, но он есть. И хранится высоко-высоко под куполом храма, над алтарем, а чтобы было видно место его хранения, подсвечивают точечно красным светом.


      Интересны, безусловно, статуи, выполненные в красном мраморе, и алтари работы Пеллегрино Пеллигрини, и, заслуживающая особого внимания, статуя святого Варфоламея. По легенде, язычники содрали с него кожу. Так он и стоит в храме по задумке скульптора, обвитый собственной кожей.


Статуя святого Варфоламея

      Вход в Баптистерий Сан-Джованни, посещение которого входит в стоимость билета, если вы, разумеется, купили такой билет, можно найти тут же внутри храма, прямо у входа - турникет, а за ним неприглядная дверь и лестница, ведущая вниз.

      Редко говорю такие вещи, но Баптистерий Дуомо считаю абсолютно не интересным местом. Возможно, историкам и археологам будет интересны подземные раскопки при приглушенном свете. Побродив по специально организованному маршруту (дорожки, тропинки, мостики), обозрев предлагающиеся к осмотру исторические реликвии (монетки, черепки, мозаичные камешки), куски каменных кладок и уцелевшую яму бассейна, я с удовольствием вырвалась на свет Божий. Точно, смело можно не посещать. Да, фотографировать бесплатно в Баптистерии строго запрещено, куча камер видео наблюдения и охрана на посту, которая неустанно бдит. Для свободной фотосъемки нужно приобретать спец. разрешение в виде желтого браслета на руку (2€) в кассах Дуомо (мы не приобретали, по-моему, никто не приобретал).



Археологический Баптистерий

      Куда более интересным оказался музей Дуомо (музей - это отдельно стоящее здание, Палаццо Реале, со стороны касс собора). Здесь собрано все, что больше не увидят обычные бесплатные посетители собора. Сюда снесли все, что отломилось, отпало, заменили в процессе реставрации, не поместилось на стенах или посчитали лишним, например, гобелены. В общем, интересно побродить и рассмотреть все в деталях. Стежки, мазки, коррозию металла и все-все-все. Интересно!

      Но самое главное, что экспозиция музея продумана настолько хорошо, что никому при всем желании не удастся пропустить ни единой детали! Как говорится, сделано с умом.


Каркас Мадонны (1773 год, металл). Работа Джована Баттиста Варино (не подумайте, я не знаток, там все подписано :))


"Создание Евы". Джован Баттиста Креспи по прозвищу Черано. Фрагмент дверного покрытия


Гобелен


Именно так по мнению неизвестного автора выглядит Бог-Отец


Гаргульи


Распятие Христа и фрагмент (из нижней части) этого распятия


Удивительная напольная мозаика Дуома в музее помешена на стену, чтобы удобнее было рассматривать ее выпуклости. Интересно, к такой рельефности специально шли или она обусловлена временем и качеством материала, из которого была изготовлена?


Если бы вы знали, сколько там таких скульптур!!!


Наиболее ценные экспонаты музея хранятся под стеклом.

      Ну, и самым интересным, из предлагаемых к осмотру диковинок Миланского собора, являются его террасы - террасы Миланского собора. Подняться на крышу собора, мероприятие, безусловно, интересное и необычное. Я припоминаю, что до сих пор мне удалось побывать на крыше храма только в Риме, на крыше собора Св. Петра. А так доступ только на колокольни.

      Но в Милане на Дуомо совсем другое дело. У Дуомо не просто крыша, здесь самые настоящие террасы, где можно прогуливаться часами, наслаждаясь тенью арочных аллей, тысячами скульптур библейских персонажей, ангелами, горгулями, химерами, невероятными шпилями (все 135! словно тополя, тянущиеся к солнцу), каменными кружевами, к которым можно запросто прикоснуться, и даже, если не позагорать, то просто отдохнуть на крыше под открытым небом! А еще перед вами весь Милан как на ладони! Поверьте, это стоит денег, потраченных на билет!



Пьяцца дель Дуомо


Не стойте и не прыгайте, а лучше полдежите там, где идет строительство и не подвешен груз :)


Вот так выглядят дуомские кружева

     


Teatro alla Scala

      Театр Ла Скала давно превратился в легенду и все наши представления о нем сильно приукрашены этой легендой. Это открытие я сделала еще в далеком 2004-ом, когда нам просто ткнули пальцем в задание и сказали: "Смотрите, это и есть тот самый знаменитый оперный театр! Театр, о подмостках которого мечтают все оперные певцы". Помню, тогда посмотрела на это здание, пожала плечами и подумала, что наш провинциальный сумской театр драмы и комедии им. Щепкина выглядит куда величественнее.


"Не подскажите, а где здесь Ла Скала" - стандартный вопрос на этой улице :)


Teatro alla Scala


Леонардо у Ла Скала



Театр начинается с...

      Поэтому в этот раз я готова была заплатить бешенные деньги за билет в оперу, которую не люблю до дрожи в коленках, только ради того, чтобы посмотреть на легенду изнутри и понять наконец-то из-за чего весь сыр бор, почему именно Ла Скала.

      В общем, первое, куда мы отправились сразу после поселения в отель, были кассы театра Ла Скала. Естественно, билетов на ближайшие дни не было, но билет, купленный в музей театра Ла Скала, позволял прогуляться не только по экспозициям музея, но и по самому театру, холлы, бары, туалеты, заглянуть одним глазком в зал и увидеть ту самую сцену! Ура! Но было одно но, именно сейчас зал для "посещения" закрыт - идет репетиция. Поэтому мы решили не торопиться и вернуться сюда сразу после посещения Дуомо, не откладывая на завтра и послезавтра. Главное правило туриста - не откладывай на завтра то, что можно посмотреть сегодня!



Входной билет 7€

      Так мы и сделали. Вернулись к 15.00, купили билеты, и первое куда направились - смотреть зал. Для любознательных туристов были открыты пара лоджий бельэтажа прямо напротив сцены. Это было здорово. Но лучшим оказался небольшой сюрприз - на сцене шла репетиция балета :) И пусть артисты были без костюмов, но имитация представления была полной.

      Нам повезло, туристов было мало, и можно было долго оставаться в лоджии, жаль, не было стульев, пришлось стоять, но не беда. Теперь я смело могу рассказать вам, что покупая билеты, необходимо брать только первые ряды, если берете лоджии бельэтажа. Иначе ничего кроме затылка человека, сидящего в первом ряду, вы не увидите. Лоджии очень тесные и неудобные. Возможно, это объясняется тем, что здание Ла Скала было чуть ли не первым, построенным именно для театра. Другие строились по образу и подобию, естественно улучшая все выявленные недостатки.


      Зал, безусловно, красив. Красный бархат, обилие золота, приглушенный свет, таинственная атмосфера. Могу себе представить времена, когда сюда приходили во фраках и вечерних нарядах, блеск бриллиантов и шелест дамских вееров. Сейчас уже все по-другому, человек, пришедший в вечернем наряде, чувствует себя здесь белой вороной. Сегодня в фаворе джинсы и свитера, шорты и футболки, кроссовки и, о ужас!, даже вьетнамки :)


Сцена Ла Скала


Панорамный вид на театральный зал

      Да, по мере того, как туристов становилось все больше, дышать в лоджиях становилось все труднее, честно :) И, видимо, мы, туристы, стали мешать артистам своими разговорами, поэтому балконы быстренько застеклили, поставив такие пластиковые прозрачные загородки. Стало совсем не интересно, и мы ушли в музей. Т.е. если вы нарветесь на застекленный балкон, то никакой театральной атмосферы не почувствуете.

      Музей театра совсем крохотный. Старые фотографии, книги, костюмы, афиши - здесь собрано все, что может рассказать об истории Ла Скала. Очень интересно! Особенно интересным оказалось разглядывание костюмов, таких нарядно и пышно, красиво и волшебно выглядящих на сцене, и таких, я бы сказала до безобразия смешных в реальности.

      Посетите обязательно музей и театр, вы не пожалеете!


Красивые сценические костюмы...


...Выглядт по-детски наивно




Картинная галерея музея Ла Скала. Сфотографировала, потому что происходящее напомнило сцену из фильма "Старики-разбойники", чтобы люди понимали, что их заметили :)

      Ой, забыла рассказать о туалетах. Туалеты в Ла Скала... это же стыдобище! Вы, конечно, можете меня забросать тапками за такое, сказать, что "ваша Галя балувана" и неухоженности еще не видела, но... Я даже не захотела фотографировать, чтобы не портить красоту своего сайта. А вот двери в туалете сфотографировала. Они их каждый день выносят, замки менять не успевают или плюнули и решили, что не туалетом единым жив Ла Скала?!


Когда слова лишни. Туалетная дверь...

      Блин, как-то на туалетах и рассказ о театре заканчивать не хочется.

      Придется окунуться в историю. Знаете, почему он называется Ла Скала? Говорят, то название пошло от итальянского "scala", что в переводе означает лестница. Причем тут лестница совершенно не понятно, обилия лестниц в театре не наблюдалось. По другой версии, и я склоняюсь именно к ней, театр взял свое название от имени храма Санта Мари дела Скала, на месте которого и был воздвигнут в 1778 году. Может и популярен театр, потому что стоит на намоленном за несколько веков месте, ведь храм стоял с XIV века!

Замок Сфорца - Castello Sforzesco

      Систематизируя свои миланские заметки, поняла, что Замок Сфорца, как и в первый раз в 2004, снова прошел мимо меня. Мы пересекли его по главной аллее и совершенно не подумали прогуляться по его территории, заглянуть в закоулки, возможно, зайти в один из многочисленных музеев на территории замка. Может быть, в замке и смотреть-то нечего, но этого я тоже утверждать не могу, толком не видела...




      Может быть, мы бы и прогулялись по замковой территории, но палатки, раскинувшиеся внутри, напрочь отбили какое-либо желание гулять здесь. Поэтому войдя в замок сквозь главные ворота в башне Филарете мы еще раз убедились в том, что таки да, Кремлевские стены позаимствовали зубцы крепости замка Сфорца.


Флаги


Внутренний двор замка Сфорца


Внутренний двор замка был заставлен какими-то палатками, которые портили все впечатление

      На выходе из крепости туристы и горожане попадают в объятия парковой зоны Семпионе (это там мы могли наблюдать Красный крест) - самый большой парк Милана. И если не торопясь прогуляться по аллеям парка можно выйти к Арке Мира, построенной по приказу Наполеона в честь его побед на Аппенинском полуострове. Арка должна была стать символическими воротами Милана, ориентированными на Париж. Почему собственно должна была? Она и стала! Кстати, утверждают, что Арка мира находится на знаменитой исторической оси Парижа. Интересно, правда или вымысел?


Парк Семпионе


Арка мира

Пасхальная ярмарка

      Второй день встретил нас предпасхальной субботней ярмаркой, разгулявшейся на площади прямо за углом нашего отеля. Ярмарка невероятно повеселила нас своим итальянским колоритом. Здесь тебе и зазывалы со своим "прима белла", и общительные, живо жестикулирующие продавцы. "Марио! - кричал один из продавцов своему сыну - Сеньоре кило редиса, пор фавор!" и летит упакованный редис, словно баскетбольный мяч, из рук в руки. Здесь и языка знать не нужно, все ясно без слов. Пор фавор, белиссимо, скузи, граци. Улыбки, улыбки, улыбки!





Милан - центр европейской моды :)

      Итальянские удивительные бабушки с обязательными прическами, макияжем, наманикюренными пальчиками, увешанными невероятными перстнями, указывают чего хотят Их Величества. Причем эти же величества смиренно стоят в очередях, спокойно ожидая, пока предыдущее Величество вдоволь не наговориться с продавцом. Видимо, разговор включен в стоимость товара.




      Я в одной очереди вместе с Величествами. Тоже вполне себе Величество :)

      На следующий день после ярмарки было Пальмовое воскресенье, и мы к великому удивлению обнаружили подготовку и начало пальмово-оливкового шествия прихожан местной церкви. Наконец-то мне стало понятно, почему все храмы в те предпасхальные дни были заполнены оливковыми ветками, пакованными в ящики.

      За символическую плату, я бы сказала за пожертвование на храм, оливковые ветви раздавали всем желающим. Те же функции в Вербное воскресенье выполняют наши бабульки, торгуя у церквей вербой и котиками :)

      В общем, в то воскресенье все было необычным. И ярко одетые священнослужители и люди, и церковное пение под открытым небом.





Рай для шопоголиков

      Наш второй миланский день был полностью посвящен шопингу, вернее не шопингу, а городу, его улицам, домам, соборам, историческим осколкам, и просто миланской жизни.





А какие в Милане магазины тканей! Просто глаза разбегаются.


Где ткани там и швейные машинки. В Милане мы насобирали целую коллекцию таких машин. Столица моды...

      Естественно, пешеходная прогулка не могла ограничиться только прогулкой. Мы заходили в магазины, бутики и аутлеты. Заглядывали в кофейни (быть в Италии и не выпить итальянский кофе - не возможно!!!), заглядывалась на пирожные (я стойко держалась, я пыталась отказаться от сладкого, я наступала на горло своему хочу, но: быстро сдалась).


Разве устоишь? Это же не пирожное, это - фрукты :)



Вкусный кофе на дороге: отопьешь - протянешь ноги. Цены на капучино в миланских кофейнях радуют - приличная чашка капучино1,5-2€.

      Что сказать, Милан - это рай. Рай для любителей новых коллекций, сладких цен, дорогих и громкоименных дизайнерских бутиков, а так же никому неизвестных крохотных магазинчиков, наполненных очень интересными и свежими моделями одежды, очков, обуви, ароматов, сумок и ювелирных украшений! Чего здесь только нет?!


Покупка с интернетом, это не всегда покупка в интернете. Иногда такое чудо необходимо, чтобы задать простой вопрос "Брать?"


Пассаж

      А еще аутлеты. Matia's на каждом углу. Понравилась блузка от Робетро Кавалли за 2400€? - не проблема, здесь сумасшедший сейл! Сегодня вы можете купить ее всего лишь за 799€. И вся радость струящегося алого шелка у вас в картонном пакете. :) Армани за "копейки", Шанель вообще "даром"! Зато можно смело мерять :))))

      Ну, конечно же, Louis Vuitton! Как же без него в столице моды. Признаюсь честно, я очень люблю заходить в бутики Louis Vuitton. Знаете, есть у них какая-то особая атмосфера. Атмосфера, наполненная мечтой. Не твоей личной, а вообще мечтой. Вот заходишь и чувствуешь, что она здесь :) В миланском бутике Louis Vuitton мне посчастливилось наблюдать процесс таврування (Господи, как же это на русском?, А клеймения!) сумочки. Чтобы поставить две несчастные буквы имени владелицы сумочки, всякие замеры, вымеры и выкладки производились в течение 15-20 минут. Только в такие минуты понимаешь, насколько важна симметрия для LV! С разрешения прекрасной владелицы сумочки, я сделала пару фотографий процесса :)


Клеймение LV


Отменное качество в Милане можно купить за... почти недоступно дорого


...или за вполне доступно :) И качество будет не хуже.


А еще можно отыскать по цене нечто среднее :)

      А вы видели когда-нибудь разграбленные магазины? Ну, в хорошем смысле разграбленные. Когда цены такие, что уж лучше бы и без цен совсем. Когда дети забыты, а прилавки пустеют на глазах? Я такое видела впервые!



Прилавки пустеют на глазах

      Конечно, рассказывая о шопинге в Милане нельзя не вспомнить о галерее Витторио Эмануэле II

Галерея Витторио Эмануэле II

      По соседству со знаменитым Миланским собором и не менее знаменитым театром Ла Скала находится Галерея Витторио Эмануэле II. Самая красивая и самая дорогая галерея Милана. Крытый перекресток двух улиц. Здесь в тесном соседстве расположились бутики и рестораны, недорогие желатерии и кофейни. Здесь переплелись мода и история, известные имена и имена, канувшие в лето. Здесь кипит жизнь. Здесь замирает сердце. Здесь останавливается дыхание. Одним словом, здесь все!


Главный входа в галерею с Пьяцца дель Дуомо (май, 2004). В марте 2015 арка галереи была на реставрации и выглядела совершенно непрезентабельно, обернувшись в леса и камуфляж


Галерея

      Сегодня Галерея стоит вторым пунктом в списке самых известных достопримечательностей Милана, сразу после Дуомо. Но туристов здесь всегда больше :) Потому что Дуомо посмотрели один раз и все, а сюда возвращаются по несколько раз: кто в бутики, кто в ресторан, кто вообще поселился в самом дорогом отеле Seven Stars Galleria, а кто и на быке покрутиться :)

      Конечно же от внимательного взора туриста редко ускользают ажурные своды галереи, а уж мозаичные полы заслуживают особого внимания. Мозаичные гербы Рима, Флоренции, Милана и Турина стоят того, чтобы задержаться рядом с ними на пару минут. У туринского герба придется задержаться немного дольше. Существует традиция: стать на причинное место туринского быка и прокрутиться на каблуке вокруг себя. Говорят, сбываются даже самые невероятные желания. Прямо скажем, традиция негуманна, на причинном месте бедного быка не то что мозаики не осталось, там образовалась хорошая настоящая яма :)


Мне так хотелось покрутиться, чтобы исполнилось мое желание, и я крутилась... напрочь забыв загадать желание при этом :)

Тайная вечеря

      Фреска "Тайная вечеря" одна из наиболее известных работ Леонардо да Винчи дошедшая к нам из глубины веков. И уж если кто попадает в Милан, обязательно должен ее увидеть. Не увидеть "Тайную вечерю" все равно, что побывав в Париже, не посмотреть Мону Лизу.


Вон то маленькое здание желтого цвета и есть музей одной фрески


Вот вся полная и необходимая информация, чтобы попасть в музей. И даже на русском :)

      К "Тайной вечере" нужно готовиться заранее. Во всяком случае, рассчитывать на то, что придешь и купишь заветный билетик, уж никак не стоит. Рассчитывать, может, и не стоит, а надеяться, все же, можно. Мы, например, надеялись :) Потому что, заранее, по-моему, за неделю до поездки (приблизительно в 20-х числах марта) специально пошли в интернете бронировать билеты, но ближайшей доступной датой было только 16 апреля и только один (!) билет.

      Покупать билет у туристических агентств, мы не стали, ну, не спортивно это :) В общем, мы надеялись оказаться умнее всех, прийти к концу рабочего дня, когда туристический запал иссякнет и тогда, возможно... Но нет. Нет. Нет. Нет. Не получилось. Запал не иссяк и туристы не заканчивались.

      Мало того, там все настолько плотно организовано, что опаздывать счастливым обладателям заветных билетов никак нельзя. Опоздал - до свидания! А опоздать не мудрено совершенно. Потому что найти Санта-Мария делле Грацие, в бывшей трапезной которой расположен музей "Тайной вечери", ой как не просто. Та карта, которую мы взяли в отеле вообще не имела каких-либо туристических отметок, единственное, что было вынесено в отдельную карту - это центральная часть Дуомо с Палаццо Рале, галерея, Ла Скала и Замок Сфорца. Только интернет и google.maps.


И где прикажете искать "Тайную вечерю"?

      В общем, как я сказала, Тайную вечерю мы не посмотрели. Зато внимательно изучили все стенды, предоставленные музеем. Знаете, хочу отметить, что когда мы покидали крохотный музей, а это буквально коридор длиной метров в 7-8, сплошь уставленный информационными стендами, у меня было такое чувство, что я посетила очень даже неплохую экскурсию и увидела шедевр Леонардо собственными глазами. Вот честно!




Во время Второй мировой войны, 15 августа 1943 года, трапезная подверглась бомбежке. Мешки с песком предотвратили попадание осколков бомбы в роспись

      Весь процесс написания, описание материалов, технология нанесения, вся история картины от написания, до реставрации. Все-все-все, что можно поведать о фреске, все в подробностях и в мельчайших деталях нашло свое отображение здесь. Удивительно, такой крохотный музей (по крайней мере та часть, которую нам удалось посетить), а так интересно!

Монументальное кладбище Cimitero Monumentale

      Ужасно не люблю посещать кладбища, но есть и исключения. Первое случилось в Аргентине в Буэнос Айресе - Риколетто. Помню свои эмоции - город склепов, один краше другого. После посещения миланского Монументального кладбища у меня теперь есть два исключения. И знаете, я совершенно уверена, что это вторая главная достопримечательность Милана после Дуомо. Я раздумывала, стоит не стоит посещать его, а оказалось этот пункт в Милане из серии must have.

      Монументальное кладбище - это просто музей под открытым небом. Город в городе, со своей неповторимой архитектурой, районами, улицами и даже картой!


Главные ворота кладбища - пантеон выдающихся людей он же мемориальная часовня Famedio



      В отзывах посетителей, я нередко встречала комментарии, типа, что нигде более чем на кладбище не проявляется тщеславие миланских жителей. Возможно, в этом и есть какая-то доля истины, но тяга миланцев к прекрасному даже после смерти изумляет и восхищает. Какое великолепное разнообразие сюжетов воплощено в камне. Какое мастерство скульпторов.

      Безусловно, лучше приходить сюда хорошенько подготовленным, чтобы знать, чье надгробие или склеп, а может рукой какого мастера воплощена фантазия целой семьи. В любом случае, для прогулки по кладбищу вам не обойтись без катры. Ее можно взять бесплатно прямо на входе, а можно заглянуть в информационный центр, как это сделала я, и вам проведут целую виртуальную экскурсию. Покажут маршрут, фотографии, расскжут чем ценна та или иная скульптура, склеп, захоронение. Расскажут куда можно совать свой любопытный нос, а куда нужно совать обязательно. Благодаря виртуальной экскурсии, я увидела то, мимо чего бы прошла точно, не разглядев важных деталей.

      Приятный мужчина (сотрудник инфопоинта), интересный рассказ, куча комплиментов и все это на кладбище:) Очень интересно!



      Первое, о чем спросил меня мой гид, смотрели ли мы "Тайную вечерю". Услышав ответ, сказал, чтобы мы не отчаивались, сегодня у нас есть шанс увидеть фреску в камне - и обведя кружочком номер 13, на карте появилась первая надпись Last :)

      Так же мил человек поведал мне, что за каменной фреской мы найдем склеп братской могилы миланцев, погибших в концлагерях во время Второй мировой. Ему не хватило его английского, а мне моего итальянского, чтобы понять, является ли действительно братская могила могилой или это просто памятник погибшим.


Тайная вечеря воплощенная в камне на могиле семьи Кампари (Davide Campari). Поговаривают, что Гаспаро Кампари, создатель горького однойменного ликера, принадлежал именно этой семье.



Современные склепы. Хай тек - мода даже на кладбище

      Или, например, скульптура "Разные лица" на карте помечена рукописной меткой Dif.face. Чье надгробие венчает сие великолепие мне не ведомо, но работу скульптор проделал титаническую. Двенадцать женских фигур, двенадцать лиц и все разные! Молодые, пожилые, толстые и худые, красавицы и простушки - все лица разные. Казалось бы, ну, что стоило скульптору сделать фигуры одинаковыми, если под капюшонами их лиц не видно совершенно, а чтобы увидеть лица сзади стоящих, вообще необходимо втискиваться между стеной и скульптурой, заглядывая снизу вверх.


Разные лица


Титульные лица

      А вот, к примеру, фамильная усыпальница Antonio Bernocchi одного из известнейших меценатов Милана XIX века. Голгофа. Просто Библия в картинках. Пропустить такое невозможно. Но если бы не моя виртуальная экскурсия, я бы не знала, что обязательно нужно заглянуть внутрь колонны. "Очень интересный ракурс для фотографии" - сказал мне гид. Признаюсь, немного неуютно было вторгаться на чужую территорию, словно в чужой дом без приглашения, но любопытно и действительно интересно.


"Голгофа"



"Последний поцелуй"

      Кладбище нужно посетить обязательно!

Porto Nuovo

      Буквально на расстоянии вытянутой руки от Монументального кладбища Милана находится совершенно новый островок современной архитектуры Porto Nuovo резко контрастирующий с многовековой миланской архитектурой.


Порто Нуово




      Настоящий город в городе - парки, фонтаны, велосипедные и пешеходные дорожки, небоскребы, современные жилые дома, магазины и супермаркеты.

      Много времени на осмотр не понадобиться, но если будете проходить мимо, обязательно загляните. Это просто другой Милан!




Железнодорожная станция Porta Garibaldi F.S.

      Недалеко от района Porto Nuovo расположена железнодорожная станция Porta Garibaldi F.S. Отсюда мы отправлялись в Турин.


Внутренние интерьеры железнодорожной станции Porta Garubaldi F.S.


      О, железнодорожная станция это что-то! Во-первых, что естественно, вся информация исключительно на итальянском, который знают все туристы (а как же?! Вы не знаете? Ну вы даете!). Во-вторых, информационного центра, т.е. справочного бюро по-нашему здесь тоже нет. А какие могут быть вопросы, купил билет и там все написано, за исключением того, с какого пути отправляется ваш поезд. Именно с этим вопросом и связаны все непонятки.


Работники ж/д станции есть, а спросить - никто не ответит :(

      Первая мысль, которая приходит нормальному человеку на ум, посмотреть в активное расписание. Смотрим, наш поезд задерживается. Ок. Тут все понятно. Хвала Господу! Здесь даже информация дублируется на английском. Поезд задерживается, путь не указан.


Хвала Господу, здесь информация дублируется на английском

      Появилось время разобраться с путями, ну чтобы потом не бежать сломя голову вдогонку поезда. Ну, с пронумерованными путями вопросов не возникло. А вот загадочные "1 SOT" и "2 SOT" заставили поволноваться. В общем, чтобы долго не рассказывать всю эпопею, скажу, что ни один человек на вокзале, к которому мы обращались за помощью, не смог объяснить нам, что же это за сокращения такие, где искать поезда прибывший на 1 SOT?

      Нам повезло, и наш поезд прибыл на пронумерованный путь, а вот загадка SOT-ов так и осталась неразгаданной.


Железнодорожный контроль. Билеты проверяют с использованием обычного смартфона :)

      Итак, мы уезжаем в Турин

назад
Дорога длиной в десятилетие
Милан
Турин
Генуя
дальше

"Многие меня зовут Лягушка-Путешественница. Cколько я себя помню, всегда хотела путешествовать. И когда такая возможность появлялась, я писала письма своим друзьям обо всем, что видела. Теперь эти письма можете прочесть и Вы."