Халкидики

Мужской монастырь Преподобной Феодоры Мироточивой Солунской
    Рынок Салоников
    Дорога Салоники - Неос Мармарас

В Салоники мы решили ехать самостоятельно, без экскурсии, купленной у отельного гида.

В первый наш исследовательский поход в Нео Мармарас нам удалось обнаружить остановку К.Т.Е.Л. - общественного междугороднего транспорта Греции и выяснить расписание движения. В интернете вычитали, что цена вопроса всего лишь 13€ на человека в одну сторону. В обе стороны 26€, что значительно дешевле предлагаемой экскурсионной цены в 50€. Мало того, самостоятельное путешествие дарит невероятную свободу путешественнику. Это смотрю, а это не буду, сейчас кофе выпью, а потом покушаю, или вообще плюну на все и пройду по магазинам. Короче, без поводка оно всегда приятнее и веселее :)

Расписание движения автобусов на Салоники

Неос-Мармарас - Салоники

Итак, утром четвертого дня нашего отдыха мы ровно в 7.50 стояли на остановке КТЕЛ. Компанию нам с самого начала составил чей-то хозяйский пес (был в ошейнике, значит хозяйский), разделивший с нами наш breakfast box. Ну, если быть точнее, полностью слопавший мой завтрак :). В общем, с псом мы сильно сдружились. Он не отходил от моих ног, не давал мне скучать и был последним, чьи глаза провожали нас в Салоники :)

Согласно расписанию, автобус уходил на Салоники ровно в 8.00.

Естественно (для греков естественно, для нас состояние близкое к разочарованию и панике) автобус опоздал на полчаса. Как говориться, а мы уже и не ждали, но, все же, еще надеялись. Тем более, что местное население подтягиваться начало после восьми. Греки, одно слово.

В итоге все же едем. Ура!!!

Погрузились быстро, билеты купили прямо у водителя. Все, как и рассказывал интернет, 13€ с человека и вы в Салониках.

Приехал! Обратите внимание, где припаркованы автомобиль и мопед - на остановке общественного транспорта, прямо на разметке :) Греки!

Интернет не обманул

Красоты, приветствовавшие нас из окна автобуса

100 км пути мы преодолели ровно за два часа. По дороге автобус загрузился под завязку и стоячих пассажиров уже не брал. В пути созрела идея, сразу по приезду в Салоники на автовокзале купить билеты в обратный путь, чтобы не дергаться, уедем не уедем, а спокойно изучать город.

Автовокзал К.Т.Е.Л. Салоники

Билетные кассы

Так и сделали. Покупая билеты, у кассира уточнили, как нам добраться к центру. Все просто, автобус номер 45, каждые 20 минут. Замечательно!

На деле оказалось, что 45-й автобус ходит очень редко, чуть ли не раз в час. Но расписания его движения мы так и не нашли ни на станции КТЕЛ, ни на остановках в центре. Зато везде висели световые табло, на которых отображалась информация, какой автобус, какого маршрута следует ждать и через сколько минут. Удобно, если бы не Греция :) Греческие автобусы либо опаздывали, либо отправлялись раньше, но где-то рядом с указанным временем :) К такому живому графику движения привыкать не один день нужно.

На автобусных остановках народ, непривычный к греческому расписанию движения транспорта, теряет последнее терпение

Цена проезда в автобусе сильно зависит от времени проезда и количества пересадок, а так же от того, где покупается билет - в автобусе одна цена, в городских киосках - другая, и составляет от одного до двух евро.

Мы покупали билеты в автобусе в специальном автомате, который сдачу не дает. Это вызвало некоторые затруднения.

Цены па проезд в общественном транспорте Салоники

Во-первых, все пояснения на автомате шли на греческом языке. На английском пояснения были найдены только на обратном пути, когда мы уже во всем разобрались. Эту проблему мы решили простым наблюдением, внимательно наблюдали за местным населением. Сначала выбираем тип билета - кнопочку тыц - на махоньком экранчике отображается необходимая сумма, потом опускаем монетки - автомат по мере поступления монет указывает недостающую сумму, когда недостаток составляет 0.00, автомат печатает билетик. Все очень просто, но... Автомат сдачи не дает. Блин!

Автомат, который не дает сдачи, но дает билетики

У нас есть ровно 2.20 - цена двух билетов. Но два сразу билета купить невозможно, только по одному, а это значит, билет за 1.10 нам обойдется в 2.00. Здесь возникла проблема номер два, где в движущемся автобусе разменять монетки. Правильно, у людей!

В этом греки не подвели и при первом же "крике о помощи" пришли на помощь. Вспоминая аналогичную ситуацию в Сингапуре, никому до наших проблем не было дела. Нет без сдачи - твои проблемы.

Вот такой он, билетик на автобус в Салониках

Автобус к центру шел минут сорок. На подъезде к центральным остановкам, греки в автобусе дружно обеспокоились, когда осознали, что мы постепенно проезжаем мимо всех достопримечательностей. Короче, нас буквально вытолкали из автобуса в самом центре у церкви Панагия Халкеон.

Так началась наше знакомство с Салониками.

Церковь Панагия Халкеон

Церковь Панагия Халкеон была закрыта, но внешний вид храма и его положение относительно поверхности земли буквально приковывали взгляд. Открытая кирпичная красно-коричневая кладка была слишком пестрой и необычной для моего киевско-православного взгляда, привыкшего к отштукатуренным даже самым древним соборам. Второе, что привлекало и поражало, это основательная вкопанность храма в землю. Возможно, этому есть какое-то логическое объяснение. Ну, там, древний-древний храм....

Святые зеленые апельсины

Римская Агора

По дороге к храму Св. Димитрия нашли развалины старой Римской Агоры. Греки обнаружили эти останки в 1960 году, а мы только сегодня, и то случайно :) Наверно, в Греции, где не копни, отроешь какие-то древние руины.

Заходить на территорию города, мы не стали. Сверху все и так прекрасно видно. Храмы, театр, рыночная площадь, ремесленные мастерские, бани:) Была жизнь, оказывается, и в начале нашей эры! :) Обошли по периметру (благо доступ к Агоре сверху абсолютно бесплатный), посмотрели, сфотографировали и пошли дальше.

Вход в Римскую Агору

Римский театр Одеум в летнее время работает и в наши дни

Раньше я думала, что Римский форум есть только в Риме, а оказывается он есть и в Салониках :)

Храм Св. Димитрия

Храм Святого Димитрия - главный храм Салоник, храм покровителя города Димитрия Солунского, храм, построенный на месте его гибели, храм, в котором хранятся его мощи, а в подземной части находится критпа, где святой Димитрий принял великомученическую смерть.

Знаете, больше всего удивляет то, что храм с такой невероятно длинной историей, все-таки раннехристианский, абсолютно лишен какого-либо величия. Не знаю, если бы мы подошли к храму со стороны главного входа, все показалось бы совсем другим. Но мы подошли к нему с тыльной стороны:)

Боковой вход в храм Св. Димитрия

Древняя каменная кладка, красная кирпичная кладка, камни-кирпичики разного цвета, вернее оттенка и размера, выложенные в замысловатых арочных формах, немного посыпавшиеся со временем стены и храмовые подпорки - все это оголяло, как мне показалось, беззащитность храма, его простоту и открытость.

Внутреннее убранство храма тоже удивляло. Ни тебе напыщенности барокко, ни тебе икон в витиеватых рамах иконостаса, ни скульптур, ни цветов. Даже ряды деревянных стульев-скамеек выглядели скромно и лаконично. Все просто, если бы не люстры-канделябры и полутораметровые свечи.

С первого взгляда, я даже не поняла, что висит на вешалке. Оказалось, свечи!

Остатки древней мозаики

Все без изысков, просто, просто.

Если быть до конца откровенной, в этом храме не хватало знающего и сведущего в религии человека. Ну, рака с мощами Св. Димитрия, с ней все понятно, трудно не найти киворий (), когда вокруг него люди кружат как пчелы. А вот с остальными "диковинками" этого храма возникали вопросы. Какие такие раки, почему они здесь, и почему именно они здесь. Одни вопросы. Поэтому я просто фотографировала в надежде, потом разобраться, что есть кто или что. Но даже Википедия не дала ответов на все мои вопросы. Жаль.

Киворий, в котором храниться рака с мощами Св. Димитрия

Люди пишут записки и пытаются опустить их сквозь щели стеклянного саркофага, покрывающего раку.

Кенотаф (символическая могила) Св. Димитрия (эту информацию я уже почерпнула в интернете, а в храме просто фотографировала)

Мраморная гробница салоникского вельможи Луки Спандуни, оказавшего огромную поддержку храму в годы турецкой оккупации

В общем, храм удивляет с первой и до последней минуты. О последней минуте хочется рассказать особенно. Обследовав каждый закуток храма (левая его часть, надо сказать, самая интересная), я наконец-то добралась к алтарной части. Алтарная позолота никого не удивляет, но вот мраморное кресло епископской кафедры сражает наповал своей удивительной кружевной легкостью. Но даже с этим удивлением можно было спокойно покинуть храм, если бы не стулья-лавочки... А всего-то я просто посмотрела на храм с другой точки, от алтаря...

Епископская кафедра собора Св. Димитрия

Красивые стульчики, потчи как у Ильфа и Петрова, гарнитур работы мастера Гамбса :)

Ребята, такого буйства однообразной резной красоты, расположенного в строгом геометрическом порядке, я в жизни еще не встречала. Помните, в самом начале, я писала о скромных и лаконичных стульях-скамьях... Как может быть обманчиво первое впечатление! Теперь эти стулья даже скамьями называть стыдно.

Покинув святую обитель, мимо старичков, сидящих на парапете, мы направились в самое сердце Салоников, на центральную площадь - площадь Аристотеля.

Кстати про старичков. Если в провинциальных городках старички кучкуются на открытых площадках местных кафе за столиком с единственной бутылкой воды, в городах они собираются просто на лавочках и провожают своим рентгеновским взглядом любого прохожего (точь-в-точь как наши бабушки у подъездов).

У нас сбиваются в стайки бабушки, у них - дедушки

Площадь Аристотеля и набережная

На площади Аристотеля проснулось мое дежавю. Эту площадь я где-то видела и точно я здесь была. Вот стреляйте меня, я чувствую, что здесь была, хотя не была здесь никогда :) А потом до меня дошло. Площадь Аристотеля напоминает мне главную площадь Туниса Площадь Хабиба Бургибы. Те же сводчатые галереи, те же колоннады, арки, декоративные элементы и пальмы. Единственное отличие - уличные кофейни и ресторанчики, здесь они повсюду.

Одни мужчины. Где греческие женщины?

Одним глазком заглянули на городской рынок. Далеко идти не пришлось, если стоять лицом к морю, нужно всего лишь свернуть вправо... Решили сюда вернуться, если останется время. Ну, а пока, замечаем бойкую, почти неприкрытую (если мы заметили, значит, не особо таятся) торговлю сигаретами.

Бойкая рыночная торговля.

Не доходя до набережной, попадаем на учения местного населения в оказании первой медицинской помощи - выполнять искусственное дыхание и закрытый массаж сердца. И это вам, скажу, мероприятие не для галочки. Несколько палаток с подробным индивидуальным инструктажем, правда на греческом, и настоящими "страдальцами" манекенами. А еще с манекенами-тренажерами и открытыми для просмотра и укладки "страдальцев" реанимомобилей. Короче, интересно.

Скоро начнутся массовые учения :)

Набережная ничем особым не порадовала, но раскрыла секрет, как убирают мусор с морской глади. Интересно, такого инструмента я еще не видела, просто трактор на воде.

А еще, как всегда у берега моря, целая куча рыбаков, в надежде поймать свою золотую рыбку, нанизывают на крючки свою наживку.

Конечно же, велосипедисты, конечно же туристы, и, безусловно, кофейни, рестораны, магазинчики.

Замечательный инструмент :)

набережная, вид на белую башню

От набережной расходятся тихие зеленые жилые улицы

Не ловится золотая рыбка, зараза!

Белая башня

Белую башню я не поняла. Обычная старая смотровая башня. В чем состоит ее чуть ли не самая главная достопримечательность, я так и не поняла. Ну, да турки построили три таких башни для укрепления многокилометровой крепостной стены. Ну, размещалась здесь гауптвахта и тюрьма на протяжении почти двух последних столетий. Ну покрасили ее в белый цвет, в знак очищения, после того как прогнали турков. И? Стоит себе одна одинешенька. И если опустить тот факт, что в ней размещена экспозиция музея истории и искусства города, то башня стоит здесь исключительно для одной фотографии. Сфотографировали и пошли дальше. Я, безусловно, не права, все-таки историческое сооружение и тыр-пыр, но... Не тронула, звиняйте!

Наверху башни есть смотровая площадка. На нее мы подниматься не стали, вида оттуда, как нам показалось, прямо скажем, никакого. Дома, стоящие прямо на набережной, выше "по росту" и закрывают весь вид на город. А море залив прекрасно видно и с набережной. Цена посещения башни - 3€

Дальше в планах у нас был осмотр Ротонды. К ней и отправились, рассматривая все, что попадалось на встречу.

Куда ни глянь в Салониках, кругом древние руины...

...Кругом храмы. Такого количества храмов, кажется, я не встречала даже в Риме!

Тихий парк неподалеку от набережной

Ротонда

Это круглое сооружение, так не желающее подпадать целиком в кадр фотообъектива, один из первых христианских храмов в мире! Вы только себе представьте, один из первых!!! Мало того, как и большинству христианских храмов в Салониках, Ротонде довелось побывать мусульманской мечетью. А это значит, фрески затянуты штукатуркой, мозаика уничтожена и храм, хоть стены и целы, но можно сказать разрушен, и рядом стоит минарет.

Никак не хотела Ротонда помещаться в кадр

В начале ХХ века, когда турки были изгнаны, Ротонда стала памятником-музеем. Странно, почему не вернули храм христианам, ведь Св. Димитрия вернули? К тому времени мраморная облицовка стен была утеряна и чудесные мраморные мозаики едва сохранились. Никто точно не может установить возраст мозаик, считается, что они появились, когда мавзолей (а да забыла сказать, Ротонда строилась как мавзолей императора Галерия, которого здесь так и не похоронили) превратили в христианский храм (III-IV век н.э.)

Сегодня это памятник-здание-музей. Заходишь внутрь, одни стены. Обошел по кругу, рассмотрел детали и вышел.

Остается догадываться о красоте древних фресок

...И о красоте древних мозаик

Арка Галерия

Буквально в нескольких шагах от Ротонды мы нашли арку Галерия, которая была возведена императором Галерием, вернее, воздвигли по его приказу, в честь победы Галерия над персами. Другими словами, Гелерий воздвиг типичную Триумфальную арку. Как положено, арку украшают сцены из эпохальных битв с персами. Конечно, таких сцен до наших дней дожило совсем мало, но если у вас есть время, вы можете ознакомиться с подробностями.

От Ротонды до арки рукой подать

У нас времени на подробности не было. Я насмотрелась разной всякой выпечки в витринах уличных кафе, к тому же, у меня начиналась кофейная ломка. Короче срочно нужно было накормить мое "хочу!" :)

Пита, кофе и чай... И вода, конечно же вода (бесплатно)

Мое хочу в Салониках обошлось на редкость дешево, всего 3&euro 1.5&euro чай для мужа :)

В Греции все есть, и даже тортики :)

После легкого перекуса, мы решили посвятить свое время легкому шопингу. Но к своему удивлению обнаружили, что большинство магазинов уже заканчивало свою работу. Ребята, на дворе еще и трех часов дня не было! Кто так работает?!

Ну, раз нет магазинного шопинга, пошли просто гулять по городу, смотреть людей, соборы (которые, кстати, тоже были закрыты), памятники, дома, на рынок зайти, в конце концов, раз время есть :)

Мужской монастырь Преподобной Феодоры Мироточивой Солунской

А потом мы попали в храм удивительной красоты. Между прочим, у его входа стоял полицейский в полном защитном обмундировании, даже со щитом. Но, Бог свидетель, я не знаю, как назывался тот храм. Все написано на греческом, и ни слова на английском. Догадываюсь, что то был монастырь Феодоры, если я правильно расшифровала "формулу" над входом.

Полицейский в полном обмундировании явно скучал, точно так же скучали его шлем и щит

Формула над входом намекала, что за этими вратами монастырь

Будете смеяться, но мне как математику было не очень уютно первое время в Салониках. Этот их греческий язык меня просто сводил с ума. Каждая надпись меня повергала в легкий ступор - я непроизвольно пыталась понять, что за формула передо мной, почему я ее не знаю, и почему мне так трудно ее разобрать. Сигмы, дельты, епсилоны, ламбды, суммы, погрешности, угловые ускорения... Господи, и это ж я еще не продвинутый физик, а так, мимо проходила. Потом конечно я попривыкла, знака равенства в "формулах"-то не было :)

Сплошные формулы. Ничего не понимаю! (с)Следствие ведут колобки

Так вот о храме с охраной. Как выяснилось уже дома в Киеве, то был, действительно, монастырь, причем мужской. И он действительно назывался именем Феодоры. Полное его название звучало как мужской монастырь преподобной Феодоры Мироточивой Солунской (Фессалоникийской). Во дворе монастыря стоит церковь, в которой хранятся мощи преподобной Феодоры Мироточивой и преподобного Давида Солунского.

Потолочная роспись внутреннего двора

Питьевой фонтан во дворе монастыря

Церковь Преподобной Феодоры Мироточивой

Турки, захватив Салоники, разграбили монастырь и разгромили мощи Преподобной Феодоры. Кстати, в те времена монастырь был женским и турки добросовестно переписали и пронумеровали всех монахинь. Удивительно, но святая обитель избежала участи стать мечетью и все время турецкой оккупации оставалась действующим христианским храмом.

Все покрыто золотом, абсолютно все.

Рака с мощами Преподобной Феодоры

Когда и почему монастырь стал мужским остается загадкой. Такой же загадкой остается вопрос, когда и почему монастырь прекратил свое существование. Единственное, известно, что сегодня монастырь не действует, а в восстановленных помещениях время от времени останавливаются духовные делегации.

Очень красивое место, которое мы нашли совершенно случайно!

Точно так же, случайно, мы обнаружили храм Св. Софии. Внутрь собора мы не попали, был, к сожалению, закрыт. Говорят, этот храм является точной копией Святой Софии в Константинополе. Но мы там не были, поэтому я ничего не утверждаю.

Храм Св. Софии

Напротив Св. Софии мы обнаружили памятник туристам :). Скажите, а кто еще может так внимательно изучать огромную информационную простынь, читай, карту?

Рынок Салоников

Прогулка по Салоникам у нас закончилась на рынке, вернее в рыночном квартале. В отличие от магазинов, рынок не останавливал свою работу ни на минутку. Чего там только нет! Но нет ничего, чего у нас нет :) Здесь даже сумками "Louis Vuitton" (в кавычках не потому, что название, а потому что сумки такие) торгуют не таясь. И это страна ЕС?! Капец!

Оливки на любой вкус и цвет

Яйца (цена за штуку, наверно)

Мясной прилавок

Бабушки-органики :)

Дорога Салоники - Неос Мармарас

Обратный путь в Неос Мармарас забил последний гвоздь в наше возможное желание жить в неорганизованной Греции.

Все началось со свежеевыжатого апельсинового сока с плавающими мухами-дрозофилами, купленного в кафе на станции КТЕЛ.

Потом гречанка пыталась рассказать нам, что в Греции места нумеруются не слева направо, а наоборот, типа мы ее место заняли. А нам вообще пофиг, как у вас тут все нумеруется, мы сели на свои места, вон и циферки в билетах совпадают с циферками над местами. Успокоилась, но не извинилась. Ладно, проехали :

Отправление

Цена от направления (туда или обратно) не зависит

Греческий автобан

Дальше было больше. Может ли нормальный человек, преодолевший путь в 100 км на одном и том же транспорте, по одному и тому же маршруту за 2 часа, предположить, что обратная дорога займет у него, внимание, три с половиной часа?! Это ужас!

Описать наш маршрут можно словами - километр вперед, пять по кругу в обратном направлении. Такое чувство, что вечерний маршрут нашего автобуса был рассчитан на то, чтобы объехать все города и поселки прибрежной и приприбрежной части Халкидики, а потом и Ситонии. Ситонию, мы вообще, кажется, объехали по кругу. И если бы мы ехали в светлое время суток, мы бы смогли в подробностях увидеть и рассмотреть в деталях весь полуостров. А так, мы любовались кромешной тьмой за окном и иногда огнями небольших поселков и мужчинами в барах и ресторанах.

так и подмывало спросить, мужчины, где ваши дамы?

В Неос-Мармарасе нас ждала ночь и тренирующаяся футбольная команда на стадионе. На ужин мы, естественно, чуть не опоздали. Забежали в ресторан, буквально, в закрывающиеся ворота :)

P. S. По сложившейся традиции о цене вопроса на одного человека:

380€ - пакет перелет-отель-premium-allinclusive
Дополнительные расходы, связанные с поездкой в Салоники:
26€ - автобус KTEL по маршруту Неос Мармарас - Салоники - Неос Мармарас,
2.20€ - поезд в общественном транспорте по Салоникам,
4.50&euron - капучино, чай и пирог с фетой.

ВСЕ! Просто аттракцион невиданной щедрости ;)

назад
Перелет Киев-Салоники
Отель Porto Carras Sithonia
Неос Мармарас
Пешеходные прогулки по Porto Carras
Салоники

"Многие меня зовут Лягушка-Путешественница. Cколько я себя помню, всегда хотела путешествовать. И когда такая возможность появлялась, я писала письма своим друзьям обо всем, что видела. Теперь эти письма можете прочесть и Вы."