Италия

Здравствуй, Италия!
Рим вечерний
Рим и Ватикан
Помпеи и Неаполь
Флоренция
Пиза и Флоренция
Венеция
Сан Марино и Рим
Рестораны, кафе и закусочные Италии

Флоренция

    Кафедральный собор Санта Мария дель Фьоре
    Баптистерий Сан Джованни
    Церковь Данте
    Пьяццо Синьории (Piazza della Signoria)
    Мост ювелиров (Ponte Vecchio)
    Смотровая площадка Микеланджело

     

"Флоренция давно стала одним из любимейших мест в Европе, куда он (Роберт Ленгдон) стремился. Это был город, на улицах которого ребенком играл Микеланджело, и в студиях которого зажёгся огонь итальянского Возрождения. Это была та самая Флоренция, галереи которой манили миллионы туристов посмотреть с восхищением на "Рождение Венеры" Боттичелли, "Благовещение" Леонардо и на предмет гордости и радости горожан - статую Давида"
Ден Браун "Инферно"

      Я, конечно, не великий американский специалист по кодам, символам и истории искусства, а простая путешественница, в прошлом, правда, немножко криптолог, но Флоренцию люблю не меньше Р. Ленгдона.

      Наше прошлое посещение Флоренции пришлось на 1 мая 2004 года. Все музеи и магазины были закрыты. В нашем распоряжении оказался только внешний осмотр флорентийских достопримечательностей, туристические рынки и кафешки. Тогда мы впервые попробовали самое вкусное флорентийское мороженое в мире. Тогда я в первый и последний раз отведала итальянский кофе и поняла, каким неожиданным может оказаться кофейный эффект. Да что там говорить, даже если бы тогда я хоть одним глазком увидела Санта Марию дель Фьоре и ничего больше, я бы уже любила Флоренцию!

      Увидев Флоренцию однажды, болеешь ею всю жизнь! (с) Я, Лягушка Путешественница


Я и моя подруга Флоренция образца 2004 года :)

      Итак, три часа в автобусе по хорошим дорогам Лацио и Тосканы с заездом на дегустацию вин и типичных итальянских продуктов (колбасы, сыры, бальзамические уксусы, оливковое масло, трюфельные соусы и конечно же вина) в районе Кьянти и мы во Флоренции. Ну, здравствуй, подруга!


Дегустационный набор


Команда к дегустации готова. На счет "раз-два-три" начинаем!

      Первый пункт нашей флорентийской программы освежить память. А значит, нужно пробежаться по всем знакомым до боли (не смотря на то, что прошло 10 лет) улочкам, обязательно заглянуть в кафедральный собор дель Фьоре (изнутри мы его так и не увидели прошлый раз), улыбнуться копии Давида, сказать привет Палаццо Веккьо (Palazzo Vecchio), отыскать дом Данте и часовню его возлюбленной Беатричче (прошлый раз нам о ней даже не обмолвились), отметиться у ювелиров, а дальше... Дальше планировать маршруты, выискивать новое, глубже знакомиться со старым.

Кафедральный собор Санта Мария дель Фьоре

      Кафедральный собор Санта Мария дель Фьоре (S. Maria del Fiore, Duomo) один из трех (еще римский Св. Петра и кафедральный собор в Милане) самых больших храмов в мире. И, однозначно, это самый красивый собор из тех, что мне доводилось когда- и где-либо видеть. Фасады Дуома потрясают своим цветным мраморным великолепием. Красный, белый, зеленый мрамор! Разве такое бывает в природе?! Хочется подойти поближе, потрогать и убедиться в реальности этого волшебства, хочется сфотографировать каждый узорчик, каждую арочку, каждую скульптуру сначала по отдельности, а потом и весь собор в целом. Но он настолько огромен, что, как ни крути, как ни старайся, весь в кадр не помещается.



      На этом великолепном красочном ковре гордо восседает купол Брунеллески. Когда Микеланджело поручили спроектировать купол на соборе Св. Петра в Риме, он пришел сюда и долго изучал работу мастера, а потом сказал: "Я построю больше, но великолепнее вряд ли". После этих слов любые комментарии лишни. Только представьте, купол собора по высоте равен Пантеону! Т.е. если Пантеон поставить на стены Дуомо, то получится купол Брунеллески. Нормально, да? :)


Кафедральный собор Санта мария дель Фьоре трудно не заметить на фоне городского пейзажа Флоренции


Купол Брунеллески имеет размеры римского Пантеона. Даже представить трудно, правда?

      Чтобы попасть во внутрь собора, пришлось постоять в небольшой очереди, но не долго. Внешнее великолепие в воображении рисовало внутреннее волшебство. Но... Внутренне убранство храма озадачило своей простотой и, я бы сказала, некой холодностью. Чистенько, но бедненько :) Мраморный настил под ногами и великолепные фрески под куполом над головой, немножко витражей, голые стены, часики с одной стрелочкой, которая движется в обратном направлении, скромный орган. Вот и все. Красота в простоте.

      Вот и раскрыт секрет Санта Мария дель Фьоре. Внешняя красота всегда влечет к храму, но ничто не должно отвлекать от общения с Богом внутри него самого


Фрески Вазари на нижнем своде купола Брунеллески


Загадочные часы Дуомского собора


Алтарная часть собора Санта Мария дель Фьоре

      Справа от собора тянется высоко в небо удивительная, кажется, сотканная из бельгийского кружева, компанила Джотто, колокольня по-нашему. Из 16 статуй, расположенных вокруг колонны в нижнем ярусе, многие принадлежат Донателло. Сегодня истинные шедевры перенесены в Музей собора, а на их месте красуются копии. Говорят, что каменные кружева, некоторые элементы и статуи Дуомо были изготовлены в маленькой местерской, которая притаившись за спиной Баптистерия, функционирует до сих пор!



Мастерская Музея собора Санта Мария дель Фьоре. Та самая, в которой творили Джотто, Брунеллески, Гиберти

Баптистерий Сан Джованни

      Напротив Санта Марии - еще одна изюминка Дуомской площади - Баптистерий с его всемирно известными "Вратами в рай". Такое громкое название обычным входным дверям дал именно Микеланджело. Я говорю обычным, а на самом деле, над их созданием Лоренцо Гиберти трудился 27 лет! Не говоря о том, что изначально они были изготовлены из чистого золота. Обычные...


Врата в рай (фото 2004 года)
В марте 2014 Баптистерий стоял в лесах и мы его даже не фотографировали

      Из-за этих райских ворот, мы второй раз упускаем из виду то, что Баптистерий открыт для посещения точно так же как и Санта Мария. Экскурсоводы почему-то умалчивают об этом, да и в интернете я никогда не встречала такую информацию. А ведь баптистерий Сан Джовани - одна из самых старых флорентийских построек! Сначала здесь был храм (кстати, построенный по распоряжению Юлия Цезаря) и крестильная в одном флаконе, и только потом баптистерий использовался исключительно как крестильная. О том, что посетить достопримечательность, в принципе, возможно я вычитала у Дэна Брауна в его "Инферно" уже после нашей поездки. Так что перед путешествием читать нужно не только путеводители, но и художественную литературу :)

Церковь Данте

      На одном из домов по улице via Santa Margherita трудно не заметить указатель на музей Данте. Поговаривают, что за стенами одного из этих домов (доподлинно не известно, какого конкретно) родился Данте Алигьери, автор "Божественной комедии" и родитель литературного итальянского языка. Человек, которому удалось систематизировать и визуализировать 9 кругов ада, описать ад, чистилище и рай. В этом году Данте был как никогда близок нам - "Божественную комедию" читали и разбирали по полочкам всей семьей. А что делать, школьная программа по зарубежной литературе обязывает :)



Образ Данте везде, даже под ногами

      Совершенно случайно зашли в какую-то часовенку, оказалось это и есть та самая церковь Святой Маргариты или церковь Данте и Беатриче. Никакой помпезности, никаких арок и безумных сводов. Скромный алтарь, и картины на тему Данте и Биатриче. Удивительная атмосфера царит в часовне. Покой, полумрак, горят свечи и еле слышна тихая органная музыка.



Маленький орган и картина "Встреча Данте и Беатриче", Нино Музио, 2003.


Алтарь Церкви Святой Маргариты

      Всю жизнь до изгнания из Флоренции Данте был прихожанином этой церкви.Эта церковь была центром не только религиозной, но и социально-политической жизни Данте. Именно здесь он встретил любовь всей своей жизни Беатриче Портинари, которая вскоре вышла замуж за другого. Здесь Данте (после смерти Беатриче) венчался со своей женой, с которой был помолвлен в 12 лет. Эта церковь стала гробницей семей Портинари и Донати.

      Поразительно, под одной крышей нашли упокоение жена Данте - Джемма Донати и единственная любовь Данте - Беатриче Портинари. Надгробный камень, указывающий на место захоронения Беатриче, уцелел. А могила Джеммы утеряна безвозвратно. На надгробии Беатриче всегда лежат скромные букетики, а рядом стоит корзина, доверху наполненная записками. Все письма адресованы Беатриче - покровительнице разбитых сердец и неразделенной любви.



Здесь покоится прах Беатриче Портинари


Судя по запискам, к Беатриче обращаются не только на итальянском. Многие пишут на русском :)

      Ура! Ну и что, что не побывали в доме Данте, зато нашли его церковь! Теперь быстренько, не теряя времени, несемся на пьяццо Синьории. Ну, хочется, чтобы не теряя времени :) Но, все же, понемногу теряем. Там автобус на узкой улочке пропустить, там - в бутик (ну пожалуйста-пожалуйста-пожалуйста, я только одним глазочком, быстренько, чесслово!), там - просто красиво. В общем, быстренько не получается. А тут и рынок Меркато Нуово (Mercato Nuovo) вынырнул ниоткуда, я была уверена, что он где-то в совершенно другом месте!


Туристы и городской транспорт ходят по одним и тем же улочкам


Ну, пожалуйста-пожалуйста-пожалуйста, я только одним глазочком, быстренько, чесслово!

      О, если вы любите кожаные сумочки, как люблю их я, то вам во Флоренцию! Каких только цветов, размеров и фасонов здесь не встретишь?! А к сумочке обязательно нужно купить шарфик. А к шарфику - туфельки, но за туфельками только по бутикам.



Скажу по секрету, сувенирные шарфики в китайских интернет-магазинах можно купить намного дешевле.


Итальянские мода и качество

      Но я отвлеклась. На рыночной площади, раз уж мы сюда забрели, отыскали кабанчика, сфотографировать-сфотографировали, а монетку бросать не стали. Слишком много условий для исполнения желания: если с определенного расстояния попасть в кабанью пасть, и только оттуда монетка упадет прямо в одну из щелей решетки для слива воды, только тогда желание исполнится. Загадывать желание можно всего лишь один раз в год. Нет, я лучше где-то в другом месте загадаю, так, чтобы наверняка. :)


      Удивительно, я только теперь заметила, что Флоренция - это настоящий каменный город. Ни травинки, ни деревца, ни кустика. Кажется, что флорентинцы специально убрали всю зелень, чтобы она не отвлекала внимание туристов от архитектурных красот. Конечно, потом мы нашли и зелень, но пока... Пока мы движемся по каменным мостовым и восхищаемся, восхищаемся, восхищаемся. Да и погода, вроде бы, налаживается. Красота! А вот и он, Палаццо Веккьо!

Пьяццо Синьории (Piazza della Signoria)

      Площадь Синьории - главная площадь Флоренции. Может, я ошибаюсь, но почему-то мне кажется, что это так. Иначе как объяснить такое собрание всего разно-достопримечательного и малосовместимого: фонтан, скульптуры, копии, оригиналы в открытой Лоджии деи Ланци.


      Если бы площадь могла говорить, она бы поведала много интересного. И о свадьбе Франческо Первого Медичи (фонтан "Нептун" соорудили именно к этому событию), и о работе Микеланджело - мраморный Давид, безусловно, уже не тот (тот в музее), но все также чертовски красив и привлекателен :), и даже о том, как из окна палаццо Веккьо герой Энтони Хопкинса в "Ганнибале" сбросил на мостовую комиссара полиции. А еще, из совсем свежего, как денбрауновский злодей-спаситель-мира бросился с вершины башни Веккьо, только бы не выдать свой секрет и уйти от наказания.

      Странной и непонятной для меня остается скульптура "Геркулес, победивший Какуса" . Что хотел сказать Баччьо Бандинелли своей работой, мне совершенно не понятно. Принуждение к действию какое-то.


      Палаццо Веккьо, строившийся в XIII веке как правительственное здание, в XXI веке окончательно превратился в музей, хранящий того самого, настоящего, белоснежного мраморного Давида и не только его. Вход в палаццо Веккьо по билетам, очереди огромны, мы решаем его не посещать. В планах у нас есть время только для одного музея Уфиццы или Питти.

Мост ювелиров (Ponte Vecchio)

      От палаццо Веккьо рукой подать до моста Понте Веккьо (Ponte Vecchio), переброшенного через реку Арно. Этот старый, как мир, мост известен во всем мире как Мост ювелиров или Золотй мост. Поговаривают, что это единственный мост Флоренции, сохранивший свой первозданный вид и, вообще, уцелевший во время Второй мировой войны. Очень интересный мост, когда наступает вечер и закрываются ювелирные лавочки, здесь можно почувствовать еще ту средневековую атмосферу, царившую когда-то во времена Медичи. Тишина покой и средневековье. Но днем, на мосту, не скажешь, что стоишь над рекой. Кажется, ты находишься на обычной узкой торговой улочке Флоренции, бесконечные толпы туристов, шум и магазины, вернее лавочки.


Вот такой он, Мост ювелиров


Даже и не скажешь, что стоишь на мосту


Кроме ювелирных лавочек, есть и другие достопримечательности, например, полицейские :)

      Ювелирные витрины просто ломятся от золота, серебра, жемчуга, бриллиантов. Но работа самих ювелиров, пусть простят меня мастера за критику, совершенно не радует. Все такое "типическое-типическое". В далеком 2006 мы покупали удивительные золотые цветочки работы киевского ювелирного завода, и вот те же самые цветочки переполняют витрины, о, ужас!, даже не одной ювелирной лавочки. Может быть, потому что я не большой поклонник золотых украшений, мне было не интересно среди блестящего великолепия. И цены, цены высокие.




Ничего нового с 2006-го...

Смотровая площадка Микеланджело

      Большим открытием нашей самостоятельной прогулки по Флоренции стали улочки, парки, лестницы, по которым мы шествовали в направлении холма, возвышающегося над городом. Да и сама смотровая площадка Piazzale Michelangelo стала для нас невероятным открытием.




Кажется, туристы здесь не ходят...

      Сто пятьдесят девятая (утрирую) копия микеланджеловского Давида на этот раз в бронзе, крикнула нам, что затяжной подъем окончен и впереди нас ждет чудо! Главное вдохнуть глубже, и... Вся Флоренция у твоих ног!

      Вид на город просто неописуемый, все самые известные достопримечательности как на ладони: Дуомо, Кампанилла, купол Баптистерия, башня Веккьо, Санта Кроче (о, сегодня мы там еще не были!), Золотой мост, крепостная стена (Mura di Firenze) и прекрасная Арно!



Сто пятьдесят девятая (утрирую) копия микеланджеловского Давида в бронзе


      Налюбовавшись видами, городом и людьми, только теперь мы обратили внимание на саму площадь . Невероятно просторная, светлая и открытая, не смотря на большое количество туристов, автомобилей (парковка здесь песплатная), туристических автобусов, сувенирных палаток, столиков кафе и просто независимых художников, она не стала теснее. Здесь даже солнце светило как-то особенно.


Крепостная стена (Mura di Firenze). Ура! Зелень во Флоренции нашлась!


      Потрясающее, волшебное место. Если будет возможность обязательно загляните сюда. Да, подъем затяжной, но если идти неспешным шагом, он подарит массу удовольствия.


Флорентийские графити

      Остаток дня мы полностью посвятили прогулке по вечерним улочкам, кофе, пирожным-мороженым и разведке. Во-первых, необходимо было сделать выбор между галереями Уффици и Питти. Во-вторых, узнать обстановку с очередями, вообще, и с билетами в кассах, в частности. Перед отъездом в Италию, мы читали, что к вечеру очередей в галереях нет и можно попасть в кладовые искусств без проблем. И, действительно, очередей в галереях никаких не было ни в кассах, ни на входе. А вот выбор Уффици или Питти решили оставить на потом. В отеле еще раз прочтем отзывы и выберем :)


Внутренний двор галереи Уфицци


Пирожные!


Basilica di Santa Croce - внешняя красота и внутренняя флорентийская скромность


Флорентийское мороженое

назад
Здравствуй, Италия!
Рим вечерний
Рим и Ватикан
Помпеи и Неаполь
Флоренция
Пиза и Флоренция
Венеция
Сан Марино и Рим
Рестораны, кафе и закусочные Италии
дальше

"Многие меня зовут Лягушка-Путешественница. Cколько я себя помню, всегда хотела путешествовать. И когда такая возможность появлялась, я писала письма своим друзьям обо всем, что видела. Теперь эти письма можете прочесть и Вы."