Италия

Здравствуй, Италия!
Рим вечерний
Рим и Ватикан
Помпеи и Неаполь
Флоренция
Пиза и Флоренция
Венеция
Сан Марино и Рим
Рестораны, кафе и закусочные Италии

Пиза и Флоренция

    Площадь чудес (Piazza dei Miracoli)
    Ресторан OK'bar
     Колокольня Джотто (Campanile di Giotto)
    Галерея Уффици

      Утром пятого дня нашего итальянского путешествия мы отправились в Пизу. Если честно, то в Пизу можно было бы не ехать. Во-первых, погода... Это постоянно плаксивое небо и вечное ожидание солнца понемногу начинали напрягать. Во-вторых, Флоренция была как кусочек торта, ты, вроде, его и отрезал, и попробовал, но еще не успел наесться. Всего два дня на Флоренцию и половину из них подарить Пизе... Во-третьих, еще свежи в памяти воспоминания о Пизе образца 2004 года. Парки, набережная, университет... и, конечно же, Площадь Чудес. Но не сбитая оскомина (башня была тогда на ремонте) нас, все же, манила своей загадкой. И вот мы снова в Пизе.


В 2004 мы только прикоснулись к башне, сегодня мы приехали, чтобы на нее подняться (Башня и Путешественница образцов 2004 и 2014 гг)

Площадь чудес (Piazza dei Miracoli)

      В этот раз экскурсия была посвящена исключительно Площади Чудес (почему-то я это чудо называю Полем). Никакой Пизы. Так что те, кто думал, что Пиза это исключительно Пизанская башня, уехал с экскурсии во все той же полной уверенности, что это так. Нам было, в общем-то, все равно что нам собираются показывать. Наша цель - Пизанская башня. Главный вопрос - откуда и во сколько будет уезжать автобус во Флоренцию. Гид, конечно, пыталась убедить нас, что мы не успеем подняться на башню (много людей и большие очереди), только потеряем время и ничего не увидим, но у нас была цель и мы буквально побежали к Башне.


      Башню, так или иначе, видел каждый, кто в кино, кто по телевизору, кто в журнале. А вот прикоснуться к ней, а тем более сделать обязательный прикольный снимок - долг любого туриста-путешественнка. В основном, люди пытаются, что есть сил, "удержать" башню в вертикальном положении, некоторые прилагают неимоверные усилия, чтобы ее окончательно свалить, и совсем единицы пытаются ее обнять. А она стоит, вся такая белоснежно-кружевная и с удовольствием позирует.


Ау! Посмотрите на меня я есть! Я - здесь!


Думаю, у этих ребят получится самая нестандартная фотка

      Основное препятствие к подъему на башню - очередь за билетами. Их продают немного, строго ограниченными порциями на определенное время - восхождение совершается группами до 40 человек каждые 15 минут.

      Нам очень повезло, даже не знаю чем объяснить такое везение, удалось купить 2 последних билета на 10.15 притом, что на информационном табло была информация о продаже билетов на время начиная с 10.45. Минут десять потратили на ожидание у подножья башни, наблюдая, как покачиваясь, словно теряя равновесие, покидают башню спустившиеся с небес счастливчики. Можно было бы эти 10 минут прогуляться по Полю Чудес, но мы решили стоять в первых рядах, чтобы никому не мешая и никого не подгоняя, подняться вверх. Но не вышло. Сначала, собрав всех в импровизированном зале, нам прочли лекцию о жизни башни и только потом отпустили в свободное плавание.


Насколько популярна башня, красноречиво говорят вытоптанные мраморные ступени, ведущие на вершину колокольни

      Лекцию я не слышала, вернее не слушала. Я с невероятным удивлением смотрела вверх. Оказывается Пизанская башня полая!!! Так вот почему она до сих пор держится, она - легкая! Падая с XIV века, она так и не упала до 2014 года, накренившись от строгой вертикали на 5,4 метра! Проведенная в начале 2000-х реконструкция отобрала у крена 2,5 см и обещает возвращать еще по миллиметру в год на протяжении нескольких лет, но потом, поговаривают, снова начнется крен. Так что спешите увидеть!


Лекция о жизни Пизанской башни


А внутри-то она полая!

      Виды с башни великолепны! Но еще более интересен подъем на башню - 294 ступени спиралью обволакивают башню, а узкие проходы и крен постоянно напоминают туристам о наличии у них такой незаметной части тела как голова. Бум-бум-бум... Блин! Ай! Упс! То и дело слышаться то впереди, то сзади, то... забывшись, и сам впиляешься в стену. Весело.




Нетуристическая Пиза с высоты колокольни площади Чудес

      Да, мы не галилеи, бросаться с башни телами разной массы для проведения физических экспериментов нам никто не позволил. Даже в колокол ударить ни разу не разрешили :) Всего каких-то 15-20 минут и попросили на выход. Но этого времени достаточно, чтобы и пофоткать и видами насладиться. Всего мы потратили на башню 40 минут с покупкой билетов, из них 30 минут на саму башню (подъем, любование, фотографирование и спуск).


Какая же колокольня без колоколов?


Современным галилеям на колокольне делать нечего :)

Ой, еще чуть не забыла. При подъеме на башню попросили сдать все сумки, включая женскую сумочку (в моем случае это была торба приличных размеров :)) в специальную камеру хранения, расположенную рядом с кассами.

      Безусловно, Пизанская башня интересна и загадочна, но, если честно, она просто теряется в изумительной красоте всего Поля Чудес. И накренилась она не просто так, она как бы выглядывает и подмигивает вам: "Посмотрите на меня я есть! Я - здесь!" Самый большой в Италии баптистерий, под купол которого, к слову, можно подняться, и кафедральный собор Санта-Мария Ассунта (первый итальянский храм) - два безусловных монстра-карасавца на этой площади. А еще кладбище Кампо-Санто (Campo Santo, "Святое поле"), на котором мы так ни разу и не побывали. Будет за чем вернуться в Пизу :)



Внутреннее убранство пизанского собора Санта-Мария Ассунта разительно - яркий контраст внутренней аскетичности флорентийских соборов


      Оставшееся до отправления автобуса время мы провели в беглом любовании Площадью Чудес и в кафедральном соборе. Вход в собор бесплатный, но все равно нужно идти в кассу и брать бесплатный билет.

      Посещение всех достопримечательностей Поля платное, кроме, как я уже сказала, собора. Цены разные. Если захотите что-то посмотреть, подумайте заранее, что конкретно вы хотите увидеть, чтобы не тратить драгоценное время перед кассой.


Билет в Пизанскую башню + бесплатное посещение кафедрального собора


Думайте сами, решайте сами, что вам смотреть

      Собственно на Площади чудес и закончилось наше посещение Пизы.

      Через два часа мы были уже во Флоренции. Впереди у нас было целых полдня и три обязательных к исполнению пункта: обед, галерея (вчера в отеле решили, что это будет Уфицци) и подъем на купол собора Санта-Мария-дель-Фьоре.

Ресторан OK'bar

      Стрелки на часах показывали, что если не пообедать сейчас, то потом мы сможем утолить свой голод только в фастфуде. Но хотелось нормальный ресторан с итальянской, нет не так, флорентийской кухней. Выбор ресторана был невероятно труден. Такое количество ресторанов, ресторанчиков, баров, тратторий, кафеек можно встретить, как мне показалось, только в Италии. Нашли самый наполненный людьми ресторан "OK'bar". Зашли, а свободных столиков нет. Официант быстро метнулся в зал, что-то подвинул, кого-то отодвинул и, вуаля, "ваш стол готов" . Приятно :)


      Да, что и говорить, итальянцы знают толк в еде. Попадая в Италию, приходится забывать об угрозе лишних килограммов напрочь. Десятки видов пасты, равиолли, соусы (томатный, чесночный, трюфельный, балоньезе), овощи и зелень, карпаччо и флорентийский, невероятных размеров, стейк. И вино! Как же я забыла о вине?! А потом кофе, выпечка и мороженое. Пишу, а у самой слюнки текут. Мама дорогая, а еще (в обязательном порядке) тертый пармезан, оливковое масло и итальянские хлебные лепешки, чтобы не скучали в ожидании блюд за пустым столом. Берешь ломтик лепешки, макаешь в оливковое маслице и в рот... Райское наслаждение!


      Обед был вкусным и по-настоящему итальянским. Паста карбонаре, мои плавающие в томатно-чесночном соусе равиоли, котлета на кости, и мое невероятное мясо! Сколько я переела разных всяких стейков, и с кровью и без, и сырых, и пережаренных, но такое мясо я ела впервые! Обжигающая кромочка и не ледяное , но очень холодное внутри! Похоже на карпаччо, но не оно :) Вкусно!


Паста карбонара. Бекона не пожалели :)


Котлета на кости с овощами


Основное блюдо. Восхитительное мясо

      Счет за обед, к сожалению, не сфотографировали, забыли. Но пообедали мы, вместе с чаевыми, что-то около 50 евро на двоих.

      Сытые и счастливые мы направились совершать восхождение на купол Брулленески.

Колокольня Джотто (Campanile di Giotto)

      Сытые и счастливые мы направились совершать восхождение на купол Брулленески. И тут... Сюрприз!!! Сюрприз, которого мы ни как не ожидали - очередь! Казалось, что очередь как змея, нет как толстый жирный удав, сожравший лань, обвила Дуомо. Мало того, кассы, где можно было бы купить билеты, находились в совсем другом месте. В кассах очередей не было, но эта пугающая очередь на вход, ломала все наши планы.


Очередь на купол Санта Мария дель Фьоре


На куполе Санта Мария дель Фьоре


Ответ на вопрос "где куапить билеты?" был найден на официальном сайте Il Grande Museo del Duomo

      Сказать, что мы расстроились, ничего не сказать. Мы были разочарованы. Новый вопрос встал ребром: купол или Уфицци. Если поднимаемся на купол, точно не успеваем в музей. Если идем в музей, то нужно распрощаться с идеей, посмотреть на Флоренцию сверху вниз. Мы выбираем Уфиццы...

      Не питая особых надежд, решаем заглянуть в кампанилу, вдруг там меньше очередь.

      Приходим, никого нет. Сувенирный магазинчик, касса и ни одного покупателя. Спрашиваем, как подняться на кампанилу. Показывают на турникет и лестницу, ведущую вверх. А где билеты купить? Прямо здесь на кассе. Цена билета 10 евро на любую достопримечательность (Купол, Баптистерий, Кампанила Джотто, Cклеп святого Репарата, Исторический музей). Дороговато, но...



      В полной непонятке (а где все люди?), ошеломленные таким везением, мы даже не заметили, как взлетели на верх колокольни, преодолев на одном дыхании 414 ступеней. Иногда приходилось вжиматься в стенку, чтобы пропустить спускающихся туристов, иногда вжимались, пропуская нас. Проходы узкие и немного темные, не для клаустрофобов. Но все это мелочи, по сравнению с той картиной, которая открывается перед глазами на самой вершине колокольни.


Все дружно как по команде вжимаются в стену

      Открывшийся перед нами вид стоил гораздо дороже 10 евро. В одно мгновение моя торжественно-нарядная белоснежно-мраморная Флоренция превратилась в домашнюю, уютную, черепичную красавицу. Во всем великолепии предстал и купол Дуома. Все-таки хорошо, что мы поднялись на колокольню и увидели купол.



Флоренция цвета черепицы


      Говорят, что продъем на купол намного интереснее подъема на колокольню. Проходы, лестницы, переходы. Да и площадка на куполе ограничена только поручнем, а не решеткой как на колокольне. На колокольне иногда вся Флоренция в клеточку получается. Но, не смотря ни на что, эмоции от увиденного просто срывают крышу.



Баптистерий в лесах



Галерея Уффици

      Сразу после обеда, направляясь к собору дель Фьоре, мы пару раз натыкались на кассы, в которых можно было купить билеты в галерею. Но, во-первых, они были чуть дороже, а во-вторых, мы не могли рассчитать время, которое нам понадобиться для посещения купола. Решили, купить на месте.


Внутренний двор галереи Уффици

      Окрыленные успехом безочередного подъема на колокольню, мы направились в галерею, на встречу с прекрасным. Очередей, благодаря вчерашней разведке, мы не ожидали и были "приятно" удивлены, когда увидели огромную толпу на вход в музей. Плохие из нас разведчики :)


Сюрприз! Очередь в галерею Уфиццы за час до окончания продажи билетов

      Полтора часа до закрытия и такая очередь! Да что ж такое-то сегодня?! Стоять в такой очереди не было никакого смысла. Войти в галерею ради галочки, потратив при этом приличную сумму, прямо скажем, не хотелось. Пришлось снова идти вне очереди, спасло то, что перед нами стояла огромная группа студентов, а мы были вдвоем. Стыдно-стыдно-стыдно, но в 17.20 мы были уже с билетами, на которых значилось время входа в музей 14.15-14.45! Получается, что под закрытие галереи продают невыкупленные днем билеты.


Ура! Билетики!

      В Уфицци мы снова не берем гида, в смысле аудио-гида. Временами я об этом сильно жалела. Отсутствие интернета и развернутых комментариев под картинами, как это было в том же Амстердаме, сильно понижают градус привлекательности музея для несведущих в искусстве туристов, например, будем самокритичны, таких как я. Ну вот, написали бы, что скульптура "Лаокоон с сыновьями" олицетворяет собой немыслимые человеческие страдания. Когда обвитые двумя змеями Лаокоон с сыновьями испытывают смертельные муки. Причем в теле отца выражен пик трагедии. Мышцы напряжены, живот втянут от удушья, на лице страдание, и мольба за своих детей, но не крик. Тело гибнет, но дух не сломлен. Ну, написали бы все это организаторы музея, я бы стояла там как зачарованная, всматриваясь в сюжет, лица героев, их мимику. А так, пиратская съемка и домашний интернет :)


Лаокоон с сыновьями. Скульптура

      Или полотно "Избиение младенцев" Марко Бенефиала. Сколько картин написано на этот библейский сюжет, но эта, судя по тому количеству затраченного на поиски в интернете времени, очень редко упоминаемая. Вот мне совершенно непонятно почему так. Потрясающая своим трагизмом работа художника. Такой невероятный, просто неописуемый ужас охватывает тебя, когда стоишь перед полотном. Смотришь и удивляешься, как мог художник жить с мыслью об этой работе, выполнять эту работу и не тронуться умом. Кажется, просто невозможно до такой степени передать боль и страдание, ненависть и злобу не пережив эти чувства. К сожалению, никакой информации для себя об этой картине в интернете я не нарыла на скорую руку. Осталась у меня одна картина-загадка, без истории, так сказать.


Избиение младенцев. Марко Бенефиал.

      А всем известное "Святое семейство" Микеланджело. Кто его хоть раз в жизни не видел? Да все видели на картинках, открытках, в журналах. А вот много ли людей знает, что это единственная картина, выполненная худлжником, вообще, и нарисована была картина не на холсте, а на дереве. Его всегда влекла скульптура, фрески стали доказательством его мастерства, а вот картин он, оказывается, не писал вообще. Эта - единственная.


Святое семейство Микеланджело Буонарроти


Медуза Горгона, Караваджо. Этот, можно сказать, портрет мне показался невероятно похож на Беллатрису Лестрейндж из Гарри Поттера


Венера Урбинская. Тициан


Мадонна со щеглом, Рафаэль Санти


В работе итальянских скульпторов эпохи Возрождения меня всегда покоряло умение передать в камне свойства тканей - ложиться складками, обволакивать тело. Смотришь, и кажется, ты точно знаешь, какой на ощупь тот или иной материал



Рождение Венеры. Ботичелли. Вот об этой картине точно можно ничего не писать, если даже я знаю, что на ней впервые мифические фигуры изображены в человеческий рост, в натуральную величину, так сказать :)

      Еще одним минусом стал запрет на фотосъемку в музее. Как вы уже догадались, отключив звук мобилки мы тихонечко фотографировали . А как по-другому удержать в голове все то, что понравилось, что затронуло, что возмутило. В отеле, после возвращения из музея, я лихорадочно рылась в интернете в поисках информации и описания картин. Но линий и мазков уже не рассмотришь, революционность не заметишь. Короче, почему бы не разрешить фотографировать без вспышки?


Пока туристы с гидом обсуждают "Святое семейство", отвлекая на себя внимание работников галереи, мы тихонько фотографируем :)


Великолепные виды на вечернюю Флоренцию и Арно открываются из окон галереи

      Ровно в 18.25 работники музея на всех доступных языках, т.е. языком жестов, сообщили посетителям, что пора и честь знать. Посетители, и мы вместе с ними, дружно направились к выходу. Остатки экспозиции, а это была ровно треть первого этажа, мы посмотрели вприпрыжку. В прыжке и была замечена "Медуза Горгона". Потеряв бдительность, мы приняли смотрительницу музея за туристку и... Короче нас пожурили, мы извинились. На том и завершилась наша история с Уффици.

      Остаток вечера мы посвятили вечерней Флоренции.

     

назад
Здравствуй, Италия!
Рим вечерний
Рим и Ватикан
Помпеи и Неаполь
Флоренция
Пиза и Флоренция
Венеция
Сан Марино и Рим
Рестораны, кафе и закусочные Италии

дальше

"Многие меня зовут Лягушка-Путешественница. Cколько я себя помню, всегда хотела путешествовать. И когда такая возможность появлялась, я писала письма своим друзьям обо всем, что видела. Теперь эти письма можете прочесть и Вы."