Средневековая Каталония

Щедрая Каталония
Палс
Бесалу
Монтсориу
Vic-Вик-Бик
Рупит

Vic-Вик-Бик

    Римский храм
    Церковь Ла-Пьетат
    Кто такие великаны города Бик
    Placa Major de Vic - старая Рыночная площадь
    Temple Sepulcre de Sant Antoni Maria Claret
    Кафедральный собор Бика

      Этот удивительный, с хорошо сохранившимся средневековым сердцем город носит не менее удивительное, но короткое название Vic.

      Почему удивительное? Потому что как бы мне, как и большинству туристов, не хотелось прочесть это название как «Вик», пишется, читается и произносится оно все же как «Бик». По крайней мере, так утверждают местные жители. Даже два самых авторитетных источника наших дней – Google и Wikipedia – никак не могут договориться друг с другом :) Лично я с легкостью приняла сторону местных жителей, в конце концов, как хотят, так и называют свой город.


      Для меня главное, что Бик – интересный город, который манит тысячи туристов своей историей, своей архитектурой и своей «наскальной» живописью.




      Знаете, что, прежде всего, приходит мне на ум, когда я вспоминаю этот уютный городок? Не поверите! Это то, как горожане видят образ пожилой женщины.

      Это вам не та, милая, с пышным телом, добрыми глазами и ласковой улыбкой бабушка-старушка, какую показывали в советских мультфильмах. Это совершенно другая женщина. Сухая, худая как щепка, с колючим взглядом, тонкими губами и обязательно с бородавкой. И не важно, то ли это образ бедной старушки, то ли графини в кружевах, или завлекательный манекен в булочную – это обязательно будет пожилая женщина похожая на ведьму, как в наших мультиках про Бабу Ягу. А может это какая-то известная бабулька и поэтому все женские образы в Бике так похожи друг на друга?


Эта бабушка из туристического информационного центра


А эта графина была замечена мною на одной из крохотных площадей Бика


А вот мадам из кафетерия

      Интересным фактом в Бике стало то, что все, абсолютно все площади Старого города не закатаны в асфальт и не заложены брусчаткой. Ни Рыночная площадь, ни какая другая. Вокруг площади каменная кладка тротуара, а сама площадь – глиняно-песочный грунт, превращающийся от каждого шага в «пыль столбом»


Площадь Plaсa Gaudi. La Vella


Главная площадь Бика - Пласа Майор (Placa Major), бывшая Рыночная (El Mercadal)

      В Бик мы попали буквально на полтора-два часа, чтобы прогуляться по старому средневековому центру. Для экономии времени я еще дома поставила на карту точки обязательные для посещения – Римский храм, рядом с ним красивый полуразрушенный фасад какой-то церкви, туристический информационный центр (там по описанию стояли красивые куклы в человеческий рост), Рыночная площадь, Главный собор Бика - Catedral de Sant Pere de Vic, каменный мост и старинная крепостная стена.


Мои планы, составленные на скорую руку

      Вот согласно моему плану мы гуляли, оставив наш «крейсер» на платной подземной парковке недалеко от Римского храма.

Римский храм

      Римский храм считается одним из наиболее сохранившихся храмов XI столетия. Ну, не знаю… Не знаю, можно ли считать сохранившимися восстановленные и отреставрированные фасадные колонны да и весь фасад в целом. Если можно, то тогда, безусловно, хам сохранился в первозданном виде :) Но если без сарказма, то каменные останки средневековых зданий, которые находятся рядом с парадным фасадом, действительно, впечатляют – остатки крепостных стен, арок, скамей...



      История римского храма банальна для римской эпохи. Каждый уважающий себя город просто обязан был иметь храм, построенный в честь какого-нибудь Юпитера или Геры, или Сатурна, или Августа. В честь кого построили храм в Бике, точно не известно. Да и не важно.

      Известно, что в VIII веке храм меняет свой статус и становится казармой в границах военной крепости. А в XI столетии на месте старой крепости соорудили новую. А потом о храме все забыли, и вспомнили о нем только в конце XIX века, когда городские власти решили снести крепость. Вот тогда-то и началось восстановление римского храма.



А у кого-то в квартире окна с видом на Историю. Вышел покурить – задумался о вечности

Церковь Ла-Пьетат

      Буквально за углом Римского храма, я бы сказала, в том же здании, но сбоку мы отыскали вторую звездочку моего плана – старинную полуразрушенную церковь. Этим полуразрушенным чудом оказалась церковь Ла-Пьетат (Esglesia de la Pietat)


      Место, где построена церковь Ла-Пьетат или церковь Благочестия, всегда являлось центром поклонения жителей Бика. Согласно историческим справкам именно здесь были найдены мощи Сан-Льючиа и Сант-Марсия, святых, которые давным-давно владели землями Бика.

      Сегодня в старинной часовне Ла-Пьетат проходят художественные выставки, о чем вам поведает скульптура человечка, выглядывающего из окна, прямо у входа в церковь.


Кто такие великаны города Бик

      Главной целью посещения туристических информационных центров для меня всегда были карты города и рекомендации консультантов, куда обязательно сходить, что посмотреть, а что можно пропустить. Хотя, о том, что пропустить, как правило, не рассказывают, но и не озвучивают. Поэтому, точки достопримечательностей, обозначенные на картах и не озвученные консультантами, мы обычно пропускаем, если у нас времени в обрез.

      Но в Бике главной целью в информационном центре стала не информация, а куклы. Я их увидела в одном из туристических отчетов в интернете. Они выглядели так ярко и так интригующе, что я решила непременно их увидеть своими глазами вживую.

      И вот я здесь. Куклы оказались на месте, но...


      Девочка консультант оказалась на удивление неприветливой, выдала карту-брошюру и в качестве комментария ткнула пальцем на странице, где был маршрут и описание основных достопримечательностей.

      Спишу ее неприветливость на незнание английского, потому что и о куклах она мне ничего рассказать не смогла. Мой вопрос о них просто повис в воздухе :(

      Я, конечно, их сфотографировала и даже запечатлела информационную табличку с описанием who is who на каталанском языке. Но в случае с каталанским, как и с венгерским, google.translator оказался бессилен – набор слов, не складывающихся в красивые предложения.


      В общем, из того, что я почерпнула из перевода старых новостей в каталанской прессе, эта троица является чем-то важным для Бика. Город ежегодно отмечает праздник, который отсчитывает годы каким-то Великанам, и эта семейка всегда в центре внимания. Вот, к примеру, летом 2017-го жители Бика отмечали 155-летний юбилей великанов. Странно, великаны, великаны... А эта троица совсем не великанских размеров, чуть ниже человеческого роста.

      Короче, я не понимала, о каких великанах шла речь, пока не вышла из информационного центра и не заглянула в другую неприметную дверь какого-то здания на соседней улочке – надпись на входе гласила Casa De La Ciutat. Вот там-то я и увидела настоящих кукол-великанов, но снова-таки полное отсутствие какой-либо информации.


Главное в путешествиях – заглянуть в каждую открытую дверь



      Позже я выяснила, что это за великаны! Оказывается, в Каталонии существует традиция устраивать шествие гигантских кукол, которая возникла 1320 году, когда Папа Иоанн XXII назначил праздник Тела Христова главным христианским празником. Обычно эти куклы достигают в высоту до 5 метров и олицетворяют собой исторических и сказочных персонажей разных слоев каталанского общества.

      Ага! Шествие великанов!!! Теперь все стало на свои места. Тайна гигантов раскрыта, и семейка из инфоцентра потеряла свою загадочность. El Merma – кукла-гигант, которая впервые прошлась на параде в 1832 году, старуха La Vella – прошествовала в 1864-м, а вот мальчишка, видимо, появился в семье гигантов только в конце XIX века. Так вот, оказывается, почему все художественные старушки в Бике на одно лицо! Видимо, эта самая La Vella и есть главный их прообраз.

Placa Major de Vic - старая Рыночная площадь

      Пласа Майор или по-старому Рыночная площадь является чуть ли не главной достопримечательностью Бика. Сколько восторженных отзывов можно прочесть об этом месте! Ах, разные эпохи! Ах, разная архитектура! Ах, колорит! Ах, цветовая гамма!


      Ну, пришли мы на эту площадь и... Да! Разные эпохи. Разные стили. Да, разноцветье! Но в целом – винегрет. Огромная песчаная площадь, окруженная разноликими зданиями, объединенными такими же разностильными аркадами. Как-то не колоритно, не уютно, и какое-то ощущение запущенности. Но!



      Но каждый отдельный дом, стоящий на Пласе Майор, надо признать, является произведением искусства. Сколько здесь можно отыскать интереснейших скульптур, кованных металлических деталей, готических зубцов и арок, завитушек в лепке барокко, крошечных и гигантских фресок. Не площадь, а фейерверк деталей!

      На площади можно бродить часами и каждую минуту отыскивать для себя что-то новое, красивое, интересное.





      Один план города, что выполнен в металле прямо на каменной мостовой, заберет у вас добрую четверть часа, если начнете сверять пройденный маршрут, увиденные здания и храмы на карте и в памяти. Здесь были, и здесь, а это что?


      И, конечно же, нельзя не упомянуть шикарное здание с гигантскими фресками на главном фасаде огромного здания, не вписывающегося в интерьеры Placa Major. На карте Google это чудо подписывает как «Центр культуры» и это странно. В реальности на первом этаже здания можно найти вход и в казино, и в бодегу, и в сувенирные лавочки, и в булочную, и в кондитерскую. Видимо, все это и есть культура ;)



Temple Sepulcre de Sant Antoni Maria Claret

      Рассмотрев как следует Рыночную площадь, узкими улочками Бика мы пошли искать Кафедральный собор Бика.

      Ребята, вы же меня знаете. Прямыми путями я не хожу – заглядываю в каждый переулочек и сворачиваю с намеченного маршрута, как только глаз выхватить хоть крохотный кусочек какой-нибудь красоты. А уж если собор какой увижу – все, пиши, пропало :)


      В этот раз мне приглянулся абсолютно плоский фасад какого-то здания. Вот просто здание упирается в крышу, а фасадная стена продолжает расти вверх. Ану, ану! Конечно же, какой-то храм и, конечно, заперт. Мы не расстраиваемся, делаем дежурный обход в поисках запасного или черного входа – не находим, я делаю снимки доброй сотни деталей – кованые замки, ручки входных дверей, резьбу по дереву, отсутствующих святых на старинных стенах и разбитые фасады.




      Я даже нашла спортивную площадку с приличными для такого крохотного поля футбольными воротами, откуда открывались виды на крышу, колокольни и башни храма. Но, к сожалению, мне так и не удалось выяснить, что же это за собор был. Единственное, что я нашла - надпись над дверным звонком, гласившая что «нажать на кнопочку могут посетители музея в любое время», если я правильно понимаю каталанский :).


      Карты Google подсказали, что я стою у музея Сан-Антонио М. Кларет, а храм, значит, носит гордое название Temple Sepulcre de Sant Antoni Maria Claret – Храм Гроба Господня Сан-Антони М. Кларет.

      Очень жаль, что, стоя у стен храма, я не стала переводить каталанские тексты, найденные в интернете. Из-за экономии мобильного интернета мы пропустили такую красоту!

      Ладно, музей, повествующий о жизни отца Кларета, о тех местах, где он жил, где он проповедовал, о его влиянии в развитии города Бик и его жителях. Мы пропустили красивейшее место – Casa de espiritualidad Claret – и его дворик.


Дворик дома духовных упражнений (так по крайней мере, переводит Googl каталанское название « сasa de espiritualidad»). Дворик, который мы пропустили.

      Эх! нужно было бы хотя бы вокруг Храма обойти!


При случае, не проходите мимо!

Кафедральный собор Бика

      Но пропущенную и не увиденную красоту с лихвой компенсировал главный Кафедральный собор Бика - Catedral de San Pedro de Vic – Кафедральный собор Апостола Перта.


Снова меняю горизонт, чтобы весь фасад Кафедрального собора вошел в кадр


      О том, что собор – это смешение всевозможных архитектурных стилей, я даже рассказывать не стану. Об этом можно прочесть даже на страницах русскоязычных туристических сайтов. Я так увлеклась поисками этих самых стилей на территории храма – романский, готика, барокко, неоклассика, что напрочь забыла, за чем, собственно, я сюда пришла.




Фрагмент напольной мозаики


Почему-то именно у вице-епископа города Бик люди оставляют фотографии своих детей и родных, молясь об их здоровье и благополучии


      А пришла я в собор, чтобы увидеть аутентичные остатки старинной церкви XI века. Я начиталась сталько всего об индивидуальной красоте средневековых колонн, спрятанных в подземной крипте Собора.

      С этой криптой связана интересная история. В XV веке крипта была замурована и, каким-то удивительным для меня образом была забыта. Не понимаю, как в храме о чем-то могли забыть?! В церковных книгах столетиями хранятся записи о рождении людей, браках, смертях. Не могу поверить, чтобы не было никаких записей и упоминаний о крипте. Не важно, случилось, как случилось. Но вот и нашли ее совершенно случайно в 1940-м году, когда началась восстановление и реставрация Сан-Педро после пронесшегося смерча гражданской войны.

      И представляете, в поисках стилей, я совершенно забыла о крипте! Вот ведь, голова две дырки!

      Спас меня романский стиль колокольни, кстати, самой высокой колокольни на территории Каталонии! Я подошла ее рассмотреть поближе, ну там, какие кирпичики, да какой цемент между ними, и...



Романская колокольня

      Смотрю, дверь! Дверь открыта. Я туда – там каменный коридор. Интересно… Пошла. На половине пути меня встретила монашка и стала то-то объяснять на каталанском. Я, конечно, все поняла (сарказм). Женщина видит, что я в прострации. Приводит меня к плакату, на котором изображена фотография крипты и под ней цена 3 или 4 € Крипта!!! Я уже и не помню, чего хотела :).


Сначала я решила, что эта табличка висит еще с «той войны». А оказалось, это всего лишь время посещения крипты - утром с 10-13 и после обеда с 16-19

      Купила билет, спустилась в крипту и застыла.

      Одиннадцатый век!!! Вы только вдумайтесь!!! Вот эту колонну, которую рассматриваю в XXI столетии я, точно так же рассматривала неизвестная мне женщина из XI столетия. Смотрела на удивительные завитки в камне и удивлялась фантазии каменяра. Столько колонн и столько же разных завитушек, венчающих колонны!

      И еще, что понравилось в крипте – абсолютная пустота, ни души!



      Поднялась я из крипты, обошла, не знаю, как правильно называется, заалтарное пространство. И здесь не обошлось без сюрприза. Прямо за алтарем, если абстрагироваться от стены, отделяющей алтарь от заалтарья, во всю стену висит огромнейшее панно с фигурами святых. Я, было, решила, что панно вырезано из дерева, но вот сейчас внимательно изучая фотографии, думаю, что возможно оно гипсовое. Для себя это чудо я именовала «Сцены из жизни святых». Невероятно красиво! Столько лиц, столько эмоций на этих лицах, столько деталей! Потрясающе.




      Насмотрелась, наудивлялась и к выходу. На выходе снова все та же монахиня. И снова пытается мне что-то донести, а я снова ее не понимаю. Оказывается, что я провела слишком мало времени в этом «платном церковном помещении», а значит, чего-то не увидела. Быстро проходимся с ней по списку:
– Крипта?..
– Да!
– Саркофаг?..
– Да!
– Клойстер?..
– ???
Тут мудрая женщина понимает, что этого самого «клоистера» я и не видела. И что вы думаете? Она буквально за руку отвела меня в этот самый клоистер...


      Пока меня куда-то вели, я лихорадочно перебирала свой английский словарный запас в поисках, что бы мог значить этот самый «клоистер». Неужели монастырь?

      Оказалось все намного проще, никакой это не монастырь (может там и монастырь был, монахиня ведь была, но туристам его не показывают), а внутренний двор, окруженный крытой аркадой. Я бы всю эту красоту назвала клуатром. Красивые готические арки XIV века, окружающие практически неухоженный садик, в центре которого высится памятник каталанскому философу Хайме Бальмесу (Jaime Balmes). На самом деле это никакой не памятник, а самое настоящее надгробье, в виде памятника.

      По поводу "легкой" неухоженности испанских садов и клумб наши американские друзья, гостившие у нас летом, сказали, что Европе явно не хватает дешевых мексиканских рук. Ну, это так, отступление.





Зарос травой не только двор, но и памятник Хайме Бальмесу


      Тут же прямо в аркаде находится гробница Хосепе Мариа Серта (Josep Maria Sert, 1874-1945), художника, как написано в путеводителе по Собору, ответственного за роспись и декорации в послевоенной реконструкции храма.


Josep Maria Sert, 1874-1945


Чуть ли не единственная мозаика Кафедрального собора

      Кафедральный собор Бика я покидала в неописуемом восторге!!!

      Последними достопримечательностями Бика для нас стали каменный мост, соединяющий берега реки Медер, и остатки крепостной стены, оживленные корзинами для костра, которые в средние века выполняли функцию уличных фонарей.



Голая крепостная стена


      Бик оказался невероятно атмосферным городом, где каждая улочка, каждый уголок, каждый фонарь, каждая арка, каждая деталь в художественной лепке буквально дышала средневековьем. Вон, над огромной деревянной дверью, барельеф какого-то дядечки. Там каменные вазы с цветами, украшающие чей-то забор. А вот, посмотрите, чей-то герб над входом в дом. А какие интересные уличные фонари! А окна! Вы посмотрите, какие окна!!!






Вот еще один архитектурный привет из прошлого.
И кто-то, ни смотря ни на что, все еще мечтает о независимости Каталонии


Вход в апостольскую церковь Sant Miquel Dels Sants на одноименной улице Carrer Sant Miquel Dels Sants



Не средневековый дом, но очень красивый и колоритный

      Продолжение следует...

назад
Щедрая Каталония
Палс
Бесалу
Монтсориу
Vic-Вик-Бик
Рупит

дальше

"Многие меня зовут Лягушка-Путешественница. Cколько я себя помню, всегда хотела путешествовать. И когда такая возможность появлялась, я писала письма своим друзьям обо всем, что видела. Теперь эти письма можете прочесть и Вы."