|
Таллинн Здравствуй, Таллинн! Морской музей LennusadamБольшое культурно-военно-политическое открытие сделала для себя я во второй день в Таллинне. И этим открытием стал для меня морской музей, не тот который расположился у Башни Толстушки, а тот, который в порту Lennusadam. Вернее музей-то один, а вот отделений у него два: первое - в Толстушке, второе - в порту. Так вот о Ленусдаме. Мы шли туда с единственной целью - посетить подводную лодку. И уж никак не ожидали, что нам, взрослым людям, там будет очень интересно, интересно настолько, что проведем в музее большую половину дня. Мне понравился военный музей?! Вот это - действительно культурное открытие! Ну, а что касается военно-политического, отнесем это к разряду личных открытий. Блог-то о путешествиях. :) Итак, военный музей. Уже на подходе, видя заброшенные помещения, а потом и небольшую выставку автомобильной армейской техники, я скептически думала о том, ради чего мы сюда идем. Подводная лодка? Так мы уже ее, ну пусть не ее, но подводную, уже видели в Хельсинки, даже внутри побывали. Автопарк? Так в Киеве в парке Славы, куда сильнее и богаче экспозиция военной техники. Ладно, посмотрим, раз пришли.
Но стоило переступить порог огромных ангаров для гидросамолетов, как вся военная мощь моря тут же обрушилась на нас всем своим разнообразием. Как говориться, на воде, над водой и под водой. Находясь в ангарных помещениях, я не переставала удивляться безграничной возможности человеческой фантазии и умению человека так все замечательно придумать, спланировать и реализовать. Одно-единственное решение - воздушные мостики - и вот огромное пустое пространство превращается в море. Пару топографических штрихов и синий цвет на полу - вот тебе морское дно. Подвесили над головой гидроплан - небо. На уровне воздушного моста разместили катамараны и парусники - водная гладь. Супер!
Здесь все можно потрогать, ко всему прикоснуться, все сфотографировать, и собрать всю-всю заинтересовавшую тебя информацию, отправив ее на собственный e-mail. Вжик магнитной карточкой и ушло письмецо. Здесь все интересно, каждая деталь, каждый мостик, каждая бомба, каждый снаряд и пушка, лодка и парусник и даже сами ангары. Вы только представьте, эти ангары - первые в мире большие железобетонные купола без внутренних опор. Хорошо, что не узнала этого сразу, а только после того, как вышла из ангаров, иначе было бы страшно :)
А еще здесь можно полетать на самолете-симуляторе, поиграть корабликами в морской бой, соорудить бумажный самолет, который должен уметь летать и поражать цель, погрузится под воду в желтой подводной лодке, услышать, как сжимается металл при погружении (все как у The Beatles в Yellow submarine и в фильме "Поднять перископ"), зарядить и отстрелять торпеду при этом умудриться попасть в цель быстрее, чем подпадут в тебя (ни разу не попала, даже заряжать не успевала), посмотреть документальный фильм о флоте, и, наконец, примерять и сфотографироваться в парадной военной форме - вот тут я оторвалась!
И безусловным фаворитом музейной выставки является подводная лодка "Лембит", построенная в 1937 году по заказу Эстонской республики, проплававшая в водах мирового океана 75 лет! Здесь, конечно, можно рассказывать и рассказывать о своих впечатлениях, восторгаться и восторгаться мужеством подводников, их стойкости и нетребовательности.
Мне трудно представить, как можно неделями жить без вида солнца и неба в небольшом ограниченном пространстве подводной лодки, что значит на одной крохотной кровати спать по очереди. Я даже не поместилась на ней! :) Не могу представить холодный и тесный туалет по утрам :) Даже не представляю, в какой ужас повергаются моряки-подводники, когда задраиваются аварийные люки в отсеках. Это, реально, СТРАШНО!
Восторг! Именно этим словом можно описать чувства от посещения музея. Думаю, это первый музей, который вызвал у меня столько разных эмоций. Но, после ангаров нас ожидала не менее интересная часть музея, расположившаяся в гавани. Военные суда, совсем недавно находившиеся на вооружении эстонской армии. Именно они позволили мне сделать собственные военно-политисеские открытия. И неожиданный сюрприз - паровой ледокол "Суур Тылл", отмечающий в этом году (2014) свое вековое существование!
Ледокол после подводной лодки, скажу вам, произвел куда более мягкое впечатление. Прогуливаясь по каютам корабля я подумала, что, пожалуй, смогла бы отправиться в недолгий поход по льдам к Северному полюсу :) А что, туалет нормальный есть, есть даже ванная! Значит в каютах тепло. Нормальные кровати и даже приличная столовая-ресторан-гостинная с пианино. А у капитана почти трехкомнатная каюта. В общем, жить можно.
На корабле в выставочном зале представлены документы, фотографии, личные вещи людей, работавших на судне. Благодаря этим документам можно восстановить биографию ледокола, менявшего свое имя несколько раз, переходя из рук в руки. Сначала был "Царь Михаил Фёдорович" (1914 - 1917 гг). После революций Михаил Федорович ненадолго, буквально на год, стал Волынцом. Попав в плен к финнам в 1918-ом, ледокол сменил свое название и четыре года служил на финском флоте и носил гордое имя "Вяйнамейнен". После 22-го годя я в датах и именах заблудилась, видимо что-то упустила, потому что с 1941 по 1988 корабль снова называется "Волынец". Какие моря и под чьим флагом бороздил морские просторы с 22-го по 41-й года наш ледокол, не понятно. Ясно одно, теперь он "Суур Тылл"
Здесь же на ледоколе мы с аппетитом пообедали в настоящей корабельной столовой, из настоящей корабельной посуды, настоящую корабельную еду, приготовленную на настоящей корабельной кухне! Как вкусно!
|
|||||
|