Северная Италия

Дорога длиной в десятилетие
Милан - столица моды
Шоппинг и Тайная вечеря
Турин - столица Пьемонта
Турин при хорошей погоде
Генуя - столица Лигурии
Сырой фарш и Сан Лоренцо

Милан - столица моды

    Парки Милана
    Миланский собор
    Teatro alla Scala
    Замок Сфорца - Castello Sforzesco
    Пасхальная ярмарка

      Три дня Милана. Три дня, которые дарили мне разочарование, очарование и бесконечную влюбленность в этот удивительный город. Милан оказался книгой, которую читаешь быстро и неинтересно, зато к некоторым местам возвращаешься и перечитываешь их по сто раз.

      В первые минуты нашей встречи Милан разочаровал меня. Не таким я его помнила и не таким я его себе представляла. Куда подевались все модницы и модники? Куда исчезли обувные бутики и мастерские?! Кажется, мы были в Милане пару часов и успели увидеть все, а сейчас, пока мы шли к отелю, я ничего не понимала.


Liceo scientific?! Вы серьезно?! Какой беспредел!

      Ничего, сейчас все будет, решила я, вот только оставим чемоданы в отеле и город сразу нам улыбнется.

      Первый день ясно объяснил нам, что в Милане туристу-охотнику за достопримечательностями три дня делать нечего. 27000 шагов, учитывая ступени подъемов и спусков, и все уже просмотрено, все галочки стоят в своих клеточках. Ла Скала, Дуомо, Крепость, Порто нуово.

      На оставшиеся два дня мы перенесли Монументальное кладбище и Тайную вечерю (два дня сплошного шопинга редкий человек выдержит) Все! Вот и весь Милан.

      Как бы там ни было наше знакомство с Миланом, после того как мы поселились в отель, началось с городского парка - так сложился наш пеший маршрут первого дня.

Парки Милана

      Если кратко, и забегая наперед, скажу, миланские парки меня не впечатлили. Как-то парки на парки не похожи. Нет в них чего-то, что парк делает парком. Деревья, травки, лужайки, озерца и озера, детские площадки и карусели, кустики, цветочки, и даже площадки для выгула собак. Скульптуры и памятники есть, лавочки... А вот ощущения парка нет! И дорожки есть, и кафе, и машины не ездят, бегуны за здоровьем бегают, футбольный мяч детвора гоняет, волейбол... А что-то не то. Не то и все! Хоть стреляй. Уюта в них нет, что ли? Вот не захотелось ни присесть на минутку, ни вернуться сюда снова.


Обратите внимание на схематическую карту парков в центральной части Милана.


Памятник итальянскому журналисту Индро Монтанелли. Одна из центральных фигур итальянской международной журналистики, иностранный корреспондент с 70-летним стажем, бравший интервью у Эйнштейна и Гитлера, автор более 100 книг, из которых первая вышла в 1935 г., а последняя - в 2001-м. (с)Википедия



Магнолия в цвету


      В Милане много парков, от крохотных островков до целых парковых комплексов. Но моя дружба с миланским парковым озеленением, как-то не сложилась. А вот в зеленые клубные островки мегаполиса я влюбилась с первого взгляда. Видели бы вы, сколько у меня фотографий весенних маргариток, фиалок, распустившихся листьев каштана, цветущих абрикос и вишен!


Куда милей зеленые островки в каменном городе



Городские цветы :)



      В праздничное предпасхальное воскресенье (у нас оно Вербное, а у них Пальмовое) в парке у подножья Замка Сфорца мы столкнулись с еще одним интересным мероприятием, то ли выставкой, то ли учениями, то ли маевкой, то ли какой-то акцией, проводимой итальянским Красным крестом.

      Среди мирно отдыхающих на лужайках парка жителей Милана, стайками прогуливались красно-крестные бригады, на парковых аллеях были раскинуты брезентовые шатры, а на дорогах в выставочном порядке выстроилась вся доступная Красному кресту техника: от велосипеда до какого-то крана. Нормальный такой Красный крест в Италии :)


Лужайки у стен замка Сфорца


Кроме выставки спецтехники в парке обнаружилась выставка биотуалетов :)



      Самое интересное, где хотелось сеть и просто наладиться окружающим миром, всегда находилось вне парков


Arco di Pace (Арка Мира).

Миланский собор

      Миланский собор самая яркая, самая красивая, самая желанная (ну, если не считать магазины торговой улицы Monte-Napoleone) достопримечательность Милана. Первое, куда устремляются туристы, попав в Милан, - это Дуомо! Едва ли можно отыскать человека никогда не видавшего Миланский собор хотя бы на картинке. На открытках собор безупречен, а в реальности он просто волшебен!


Пламенеющая готика? Пусть будет так!

      Говорите, пламенеющая готика? Пусть будет пламенеющая. Шпили, словно белоснежные мраморные языки пламени, возносятся к небу пытаясь лизнуть облака и прикоснуться к солнцу. Невероятная белизна придает такой махине легкость и невесомость, но главное, это архитектурное чудо превращает человека в песчинку. Может, это мое личное ощущение, но когда стоишь в очереди, чтобы попасть в храм и, запрокинув голову, пытаешься во всех деталях рассмотреть декор фасада, просто кожей чувствуешь ничтожность своих размеров.



      Кстати, об очереди. На вход в храм обязательно есть очередь, даже две одна для самостоятельных туристов, другая - для групп. Вход в собор абсолютно бесплатный, но! Но посещение террас, баптистерия и музея Дуомо - платно. Единый билет можно купить в кассах расположенных с правой стороны Дуомо, если смотреть на вход. Очередь, безусловно, есть и в кассы, но значительно меньше. Поэтому можно занять очередь на вход в храм и смело отправляться за билетами, если у вас будет желание подняться на крышу собора (это обязательно) Естественно, за вами выбор, подниматься пешком или на лифте (+4 евро к цене билета). Может, захотите посетить баптистерий (совершенно не обязательно) или сходить в музей. Минимальная цена билета (пеший подъем на террасы Дуомо) - 7€, максимальная - 15€ (лифт на террасы и все-все-все).


Очередь в билетные кассы


      Бдительная охрана на входе в собор внимательно и не торопясь осматривает посетителей, как говориться, вход по одному по строгому приглашению обыскивающих :). Из-за этого чередь в собор идет медленно, что позволяет не беспокоиться о том, что пропустите свою очередь на вход, пока стоите в очереди за билетами. А еще можно неторопясь, сколько угодно душе, во всех подробностях изучить каменные кружева Дуомо.


Бдительная охрана проверяет не только на безопасность, но и дресс код - шорты, майки и короткие юбки ни-ни!

      Внутреннее убранство собора с первых минут немного разочаровывает, но так и должно быть исходя из итальянской философии соборов, тех, что доводилось мне до сих пор видеть, - ничто не должно отвлекать внимание от Бога, но все должно влечь к нему. Но потом, когда внимательно начинаешь присматриваться к деталям, все становится на свои места: каменный мозаичный пол, удивительные витражи, арочные своды...



      Ведь неспроста же Наполеон Бонапарт выбрал именно этот собор для своей коронации. Именно в Дуомо 26 мая 1806 года он был коронован Железной короной Ломбардии. И неспроста в декабре 2009 в тогдашнего премьер-министра Италии Сильвио Берлускони запустили миниатюрную копию Миланского собора :)

      Главной внутренней изюминкой Дуомо, является гвоздь из Распятия Христа. Его правда не видно, но он есть. И хранится высоко-высоко под куполом храма, над алтарем, а чтобы было видно место его хранения, подсвечивают точечно красным светом.


      Интересны, безусловно, статуи, выполненные в красном мраморе, и алтари работы Пеллегрино Пеллигрини, и, заслуживающая особого внимания, статуя святого Варфоламея. По легенде, язычники содрали с него кожу. Так он и стоит в храме по задумке скульптора, обвитый собственной кожей.


Статуя святого Варфоламея

      Вход в Баптистерий Сан-Джованни, посещение которого входит в стоимость билета, если вы, разумеется, купили такой билет, можно найти тут же внутри храма, прямо у входа - турникет, а за ним неприглядная дверь и лестница, ведущая вниз.

      Редко говорю такие вещи, но Баптистерий Дуомо считаю абсолютно не интересным местом. Возможно, историкам и археологам будет интересны подземные раскопки при приглушенном свете. Побродив по специально организованному маршруту (дорожки, тропинки, мостики), обозрев предлагающиеся к осмотру исторические реликвии (монетки, черепки, мозаичные камешки), куски каменных кладок и уцелевшую яму бассейна, я с удовольствием вырвалась на свет Божий. Точно, смело можно не посещать. Да, фотографировать бесплатно в Баптистерии строго запрещено, куча камер видео наблюдения и охрана на посту, которая неустанно бдит. Для свободной фотосъемки нужно приобретать спец. разрешение в виде желтого браслета на руку (2€) в кассах Дуомо (мы не приобретали, по-моему, никто не приобретал).



Археологический Баптистерий

      Куда более интересным оказался музей Дуомо (музей - это отдельно стоящее здание, Палаццо Реале, со стороны касс собора). Здесь собрано все, что больше не увидят обычные бесплатные посетители собора. Сюда снесли все, что отломилось, отпало, заменили в процессе реставрации, не поместилось на стенах или посчитали лишним, например, гобелены. В общем, интересно побродить и рассмотреть все в деталях. Стежки, мазки, коррозию металла и все-все-все. Интересно!

      Но самое главное, что экспозиция музея продумана настолько хорошо, что никому при всем желании не удастся пропустить ни единой детали! Как говорится, сделано с умом.


Каркас Мадонны (1773 год, металл). Работа Джована Баттиста Варино (не подумайте, я не знаток, там все подписано :))


"Создание Евы". Джован Баттиста Креспи по прозвищу Черано. Фрагмент дверного покрытия


Гобелен


Именно так по мнению неизвестного автора выглядит Бог-Отец


Гаргульи


Распятие Христа и фрагмент (из нижней части) этого распятия


Удивительная напольная мозаика Дуома в музее помешена на стену, чтобы удобнее было рассматривать ее выпуклости. Интересно, к такой рельефности специально шли или она обусловлена временем и качеством материала, из которого была изготовлена?


Если бы вы знали, сколько там таких скульптур!!!


Наиболее ценные экспонаты музея хранятся под стеклом.

      Ну, и самым интересным, из предлагаемых к осмотру диковинок Миланского собора, являются его террасы - террасы Миланского собора. Подняться на крышу собора, мероприятие, безусловно, интересное и необычное. Я припоминаю, что до сих пор мне удалось побывать на крыше храма только в Риме, на крыше собора Св. Петра. А так доступ только на колокольни.

      Но в Милане на Дуомо совсем другое дело. У Дуомо не просто крыша, здесь самые настоящие террасы, где можно прогуливаться часами, наслаждаясь тенью арочных аллей, тысячами скульптур библейских персонажей, ангелами, горгулями, химерами, невероятными шпилями (все 135! словно тополя, тянущиеся к солнцу), каменными кружевами, к которым можно запросто прикоснуться, и даже, если не позагорать, то просто отдохнуть на крыше под открытым небом! А еще перед вами весь Милан как на ладони! Поверьте, это стоит денег, потраченных на билет!



Пьяцца дель Дуомо


Не стойте и не прыгайте, а лучше полежите там, где идет строительство и не подвешен груз :)


Вот так выглядят дуомские кружева

     


Teatro alla Scala

      Театр Ла Скала давно превратился в легенду и все наши представления о нем сильно приукрашены этой легендой. Это открытие я сделала еще в далеком 2004-ом, когда нам просто ткнули пальцем в задание и сказали: "Смотрите, это и есть тот самый знаменитый оперный театр! Театр, о подмостках которого мечтают все оперные певцы". Помню, тогда посмотрела на это здание, пожала плечами и подумала, что наш провинциальный сумской театр драмы и комедии им. Щепкина выглядит куда величественнее.


"Не подскажите, а где здесь Ла Скала" - стандартный вопрос на этой улице :)


Teatro alla Scala


Леонардо у Ла Скала



Театр начинается с...

      Поэтому в этот раз я готова была заплатить бешенные деньги за билет в оперу, которую не люблю до дрожи в коленках, только ради того, чтобы посмотреть на легенду изнутри и понять наконец-то из-за чего весь сыр бор, почему именно Ла Скала.

      В общем, первое, куда мы отправились сразу после поселения в отель, были кассы театра Ла Скала. Естественно, билетов на ближайшие дни не было, но билет, купленный в музей театра Ла Скала, позволял прогуляться не только по экспозициям музея, но и по самому театру, холлы, бары, туалеты, заглянуть одним глазком в зал и увидеть ту самую сцену! Ура! Но было одно но, именно сейчас зал для "посещения" закрыт - идет репетиция. Поэтому мы решили не торопиться и вернуться сюда сразу после посещения Дуомо, не откладывая на завтра и послезавтра. Главное правило туриста - не откладывай на завтра то, что можно посмотреть сегодня!



Входной билет 7€

      Так мы и сделали. Вернулись к 15.00, купили билеты, и первое куда направились - смотреть зал. Для любознательных туристов были открыты пара лоджий бельэтажа прямо напротив сцены. Это было здорово. Но лучшим оказался небольшой сюрприз - на сцене шла репетиция балета :) И пусть артисты были без костюмов, но имитация представления была полной.

      Нам повезло, туристов было мало, и можно было долго оставаться в лоджии, жаль, не было стульев, пришлось стоять, но не беда. Теперь я смело могу рассказать вам, что покупая билеты, необходимо брать только первые ряды, если берете лоджии бельэтажа. Иначе ничего кроме затылка человека, сидящего в первом ряду, вы не увидите. Лоджии очень тесные и неудобные. Возможно, это объясняется тем, что здание Ла Скала было чуть ли не первым, построенным именно для театра. Другие строились по образу и подобию, естественно улучшая все выявленные недостатки.


      Зал, безусловно, красив. Красный бархат, обилие золота, приглушенный свет, таинственная атмосфера. Могу себе представить времена, когда сюда приходили во фраках и вечерних нарядах, блеск бриллиантов и шелест дамских вееров. Сейчас уже все по-другому, человек, пришедший в вечернем наряде, чувствует себя здесь белой вороной. Сегодня в фаворе джинсы и свитера, шорты и футболки, кроссовки и, о ужас!, даже вьетнамки :)


Сцена Ла Скала


Панорамный вид на театральный зал

      Да, по мере того, как туристов становилось все больше, дышать в лоджиях становилось все труднее, честно :) И, видимо, мы, туристы, стали мешать артистам своими разговорами, поэтому балконы быстренько застеклили, поставив такие пластиковые прозрачные загородки. Стало совсем не интересно, и мы ушли в музей. Т.е. если вы нарветесь на застекленный балкон, то никакой театральной атмосферы не почувствуете.

      Музей театра совсем крохотный. Старые фотографии, книги, костюмы, афиши - здесь собрано все, что может рассказать об истории Ла Скала. Очень интересно! Особенно интересным оказалось разглядывание костюмов, таких нарядно и пышно, красиво и волшебно выглядящих на сцене, и таких, я бы сказала до безобразия смешных в реальности.

      Посетите обязательно музей и театр, вы не пожалеете!


Красивые сценические костюмы...


...Выглядт по-детски наивно




Картинная галерея музея Ла Скала. Сфотографировала, потому что происходящее напомнило сцену из фильма "Старики-разбойники", чтобы люди понимали, что их заметили :)

      Ой, забыла рассказать о туалетах. Туалеты в Ла Скала... это же стыдобище! Вы, конечно, можете меня забросать тапками за такое, сказать, что "ваша Галя балувана" и неухоженности еще не видела, но... Я даже не захотела фотографировать, чтобы не портить красоту своего сайта. А вот двери в туалете сфотографировала. Они их каждый день выносят, замки менять не успевают или плюнули и решили, что не туалетом единым жив Ла Скала?!


Когда слова лишни. Туалетная дверь...

      Блин, как-то на туалетах и рассказ о театре заканчивать не хочется.

      Придется окунуться в историю. Знаете, почему он называется Ла Скала? Говорят, то название пошло от итальянского "scala", что в переводе означает лестница. Причем тут лестница совершенно не понятно, обилия лестниц в театре не наблюдалось. По другой версии, и я склоняюсь именно к ней, театр взял свое название от имени храма Санта Мари дела Скала, на месте которого и был воздвигнут в 1778 году. Может и популярен театр, потому что стоит на намоленном за несколько веков месте, ведь храм стоял с XIV века!

Замок Сфорца - Castello Sforzesco

      Систематизируя свои миланские заметки, поняла, что Замок Сфорца, как и в первый раз в 2004, снова прошел мимо меня. Мы пересекли его по главной аллее и совершенно не подумали прогуляться по его территории, заглянуть в закоулки, возможно, зайти в один из многочисленных музеев на территории замка. Может быть, в замке и смотреть-то нечего, но этого я тоже утверждать не могу, толком не видела...




      Может быть, мы бы и прогулялись по замковой территории, но палатки, раскинувшиеся внутри, напрочь отбили какое-либо желание гулять здесь. Поэтому войдя в замок сквозь главные ворота в башне Филарете мы еще раз убедились в том, что таки да, Кремлевские стены позаимствовали зубцы крепости замка Сфорца.


Флаги


Внутренний двор замка Сфорца


Внутренний двор замка был заставлен какими-то палатками, которые портили все впечатление

      На выходе из крепости туристы и горожане попадают в объятия парковой зоны Семпионе (это там мы могли наблюдать Красный крест) - самый большой парк Милана. И если не торопясь прогуляться по аллеям парка можно выйти к Арке Мира, построенной по приказу Наполеона в честь его побед на Аппенинском полуострове. Арка должна была стать символическими воротами Милана, ориентированными на Париж. Почему собственно должна была? Она и стала! Кстати, утверждают, что Арка мира находится на знаменитой исторической оси Парижа. Интересно, правда или вымысел?


Парк Семпионе


Арка мира

Пасхальная ярмарка

      Второй день встретил нас предпасхальной субботней ярмаркой, разгулявшейся на площади прямо за углом нашего отеля. Ярмарка невероятно повеселила нас своим итальянским колоритом. Здесь тебе и зазывалы со своим "прима белла", и общительные, живо жестикулирующие продавцы. "Марио! - кричал один из продавцов своему сыну - Сеньоре кило редиса, пор фавор!" и летит упакованный редис, словно баскетбольный мяч, из рук в руки. Здесь и языка знать не нужно, все ясно без слов. Пор фавор, белиссимо, скузи, граци. Улыбки, улыбки, улыбки!





Милан - центр европейской моды :)

      Итальянские удивительные бабушки с обязательными прическами, макияжем, наманикюренными пальчиками, увешанными невероятными перстнями, указывают чего хотят Их Величества. Причем эти же величества смиренно стоят в очередях, спокойно ожидая, пока предыдущее Величество вдоволь не наговориться с продавцом. Видимо, разговор включен в стоимость товара.





Вместе с Величествами. Тоже вполне себе Величество :)

      На следующий день после ярмарки было Пальмовое воскресенье, и мы к великому удивлению обнаружили подготовку и начало пальмово-оливкового шествия прихожан местной церкви. Наконец-то мне стало понятно, почему все храмы в те предпасхальные дни были заполнены оливковыми ветками, пакованными в ящики.

      За символическую плату, я бы сказала за пожертвование на храм, оливковые ветви раздавали всем желающим. Те же функции в Вербное воскресенье выполняют наши бабульки, торгуя у церквей вербой и котиками :)

      В общем, в то воскресенье все было необычным. И ярко одетые священнослужители и люди, и церковное пение под открытым небом.





     

назад
Дорога длиной в десятилетие
Милан - столица моды
Шоппинг и Тайная вечеря
Турин - столица Пьемонта
Турин при хорошей погоде
Генуя - столица Лигурии
Сырой фарш и Сан Лоренцо
дальше

"Многие меня зовут Лягушка-Путешественница. Cколько я себя помню, всегда хотела путешествовать. И когда такая возможность появлялась, я писала письма своим друзьям обо всем, что видела. Теперь эти письма можете прочесть и Вы."